«Война памяти» с Германией: Польша и Прибалтика готовы открыть второй фронт
Александр Носович
Вильнюс и Варшава упустили великолепную возможность промолчать и выступили против статьи министра иностранных дел ФРГ, который назвал Германию единственной виновницей Второй мировой войны. Критика благородного немецкого стремления нести всю полноту ответственности за главную политическую катастрофу прошлого века выглядит откровенно нелепо. Польша и Прибалтика готовы идти в исторической политике и против Германии, и против России. «Воевать» на два «исторических фронта».
Напомним, что в канун 75-летия разгрома нацистской Германии глава МИД ФРГ Хайко Маас в соавторстве с директором немецкого Института современной истории Андреасом Виршингом опубликовал в журнале Spiegel статью
«Предпринимавшиеся в последние месяцы попытки бесчестным образом переписать историю требуют от нас пояснения, в котором перед лицом прочных исторических фактов, в сущности, нет необходимости: Германия единолично развязала Вторую мировую войну нападением на Польшу», — пишут авторы.
Учитывая, что один из авторов — министр иностранных дел ФРГ, и никаких оговорок, что эта статья — его частное мнение, не последовало, очевидно, что была высказана официальная установка Берлина.
Германия — единственная виновница войны, и те, кто пытается возложить ответственность за начало Второй мировой на кого-то еще, занимаются переписыванием истории.
Понятно, что это камень в огород Восточной Европы, которая уже 30 лет таранит общепринятую версию военной истории, доказывая, что началом войны стало соглашение о ненападении между СССР и Германией и Советский Союз несет за Вторую мировую равную ответственность с Третьим рейхом.
Какие варианты реагирования на статью Мааса были у наиболее активно продвигающих эту тему Польши и стран Прибалтики? Можно было сконцентрироваться на специально для Польши и Прибалтики вставленной фразе «радость победы над национал-социализмом для них связана с началом другой формы несвободы и диктата» и броситься благодарить Германию за то, что та не признает «советскую оккупацию».
Можно было обратить внимание на строчку «только Германия несет ответственность за преступление против человечности — Холокост» и радостно провозгласить, что Берлин выступил против попыток Кремля возложить вину за геноцид евреев в Восточной Европе на «жертв нацистской оккупации».
Кремль, правда, никаких таких попыток не предпринимает. Президент России Владимир Путин лишь указывал на то, что польские дипломаты накануне войны пытались поладить с Гитлером на базе антисемитизма, а страны Балтии Москва критикует за героизацию местных участников геноцида евреев. Однако Польша и Прибалтика прочно вбили себе в голову, что Россия хочет взвалить на них всю полноту ответственности за Холокост, и теперь могли бы заявить, что Германия-то против такого ревизионизма.
Словом, статья министра иностранных дел ФРГ специально была написана так, чтобы позволить восточным союзникам по Евросоюзу и НАТО сохранить лицо и дать им множество ключей для тонкой дипломатической игры.
Однако восточные союзники — кто бы мог подумать! — оказались к тонкой дипломатической игре неспособны.
Из всех открытых перед ними путей они выбрали самый проигрышный и глупый, бросившись критиковать Германию за отрицание роли Пакта Молотова — Риббентропа.
«Большинство историков, тщательно исследовавших исторические документы, <...> согласны, что в отсутствие принятия Пакта Молотова — Риббентропа и его секретного протокола <...> война бы не началась», — заявили в Варшаве.
Польский МИД указал немецкому министру на репрессии Советского Союза против поляков, заявил, что ввод Красной армии в восточные воеводства Польши был расширением СССР за счет других стран, и сделал вывод, что Москва несет не меньшую ответственность за развязывание Второй мировой, чем гитлеровская Германия.
Ранее в Сейме Литвы заявили, что Москва причастна к развязыванию Второй мировой, в Кремле пытаются переложить свою историческую вину на другие народы и министр иностранных дел ФРГ ошибается, если думает, что Россия способна критически пересмотреть свое прошлое.
Хайко Маас, впрочем, судя по его статье, ничего такого не думал, но литовский депутат Лауринас Кащюнас додумал мотивы немецкого политика за него.
Так что Польша и Литва упустили великолепную возможность промолчать, а точнее даже — перевести разговор на более выгодные им темы, и нарываются у Берлина на грубость.
Они готовы в своей исторической политике идти и против Германии, и против России. «Воевать» сразу на два «исторических фронта».
Для поляков подобные решения самоубийственны: находясь между немцами и русскими, быть против тех и других — это можно считать частью тысячелетней национальной традиции. Хотя опасность сближения Берлина с Москвой от активной критики немецкой версии истории в Варшаве не могут не понимать.
Литовская зацикленность на советско-германском договоре о ненападении вовсе отдает мазохизмом.
Чем настойчивее Литва будет качать тему Пакта Молотова — Риббентропа и секретного протокола к нему, тем выше вероятность, что в результате придется возвращать Польше Вильнюс.Опять-таки, с рациональной точки зрения этого невозможно не понимать. Но кто и когда в Восточной Европе смотрел на вопросы истории рационально?