Парусник «Седов» стал жертвой борьбы НАТО за Керченский пролив
Алексей Ильяшевич
Власти Эстонии и Польши запретили российскому паруснику «Седову» входить в их территориальные воды. Свое решение они аргументируют тем, что на борту судна находятся курсанты Керченского государственного морского технологического университета. Возможно, эта маленькая пакость действительно имеет отношение к Крыму, но университеты и курсанты здесь ни при чем: до Балтийского моря докатилось эхо борьбы НАТО с Россией за Керченский пролив.
Самое большое учебное парусное судно в мире «Седов» недавно отправилось в свой юбилейный сотый рейс. По графику навигации барк должен был посетить Таллин и Гдыню, а затем вернуться в порт прописки — Калининград. Однако команде в спешном порядке пришлось менять маршрут.
Сначала «Седов» не получил разрешения на вход в территориальные воды Эстонии. Пресс-секретарь министерства иностранных дел республики Сандра Камилова указала на керченских курсантов: «Эстония не признает незаконную аннексию Крыма, и, по нашей оценке, выдача разрешения на вход учебного судна в территориальные воды Эстонии противоречила бы политике непризнания аннексии Крыма».
У столичных чиновников позиция МИД вызвала недоумение.
Вице-мэр Таллина Вадим Белобровцев заметил, что никаких проблем с «Седовым» раньше не возникало. Действительно, в прошлом году он уже заходил в городской порт и порадовал местных жителей, для которых на борту были организованы экскурсии. Повторно посмотреть на жемчужину российского флота они не смогут.
В Польше пошли тем же путем: парусник нельзя пускать, поскольку это противоречит «политике уважения территориальной целостности Украины и непризнания аннексии Крыма».
Теперь «Седову» придется возвращаться в Калининград без запланированных остановок.
По словам ректора Калининградского государственного технического университета Владимира Волкогона (парусник стоит на балансе этого вуза), причин для беспокойства нет. Из графика корабль не выбивается — завершить плавание он должен 2 мая. Запасов продовольствия и топлива хватает, программа практики курсантов выполняется в полном объеме. Никаких серьезных последствий недружественный акт Таллина и Варшавы иметь не будет.
Правда, тот же Вадим Белобровцев опасается, что теперь Россия может не принять участие в таллинской регате Tall Ships Races в 2021 году. Это наверняка снизит интерес к мероприятию. Зато «Седов» не будет мозолить глаза эстонским националистам.
Не с этим ли связан демарш Варшавы и Таллина?
Российский красавец-парусник — это уникальное судно с почти вековой историей, настоящий плавучий музей, который всегда оказывается в центре внимания портовой публики. Противников Москвы это не может не раздражать.
Как показывает практика, «Седова» могут не пустить в иностранный порт вообще без объяснения причины. Так произошло в 2014 году, когда заартачились шведы. Корабль направлялся в Треллеборг по приглашению мэра этого города, но в итоге был вынужден повернуть на Гдыню.
Кстати, весной того же года произошел еще один инцидент: израильские власти отказали кораблю российских ВМС в заходе в порт города Хайфа. По сообщениям СМИ, советник по национальной безопасности Йосси Коэн после консультаций принял решение отклонить запрос, опасаясь негодования Соединенных Штатов.
«Седов» — не военный корабль, но для России он имеет большое символическое значение, поэтому по нему «бьют» не в первый раз.
19 лет назад французские власти арестовали парусник, прибывший в порт города Бреста для участия в международном морском празднике. Арест был наложен в счет долга России перед швейцарской компанией «Нога». Правда, через несколько дней суд признал, что «Седов» не является государственной собственностью, а с «Нога» постановил взыскать в качестве компенсации владельцу парусника больше 100 тысяч долларов.
Об угрозе ареста корабля за долги государства внезапно вспомнили в 2012 году. Во время кругосветного путешествия он должен был зайти в порт Сан-Франциско, но получил предупреждение об опасности из-за судебных разбирательств по поводу так называемой библиотеки Шнеерсона. От греха подальше «Седов» изменил маршрут.
Словом, в его трудовой биографии было немало неприятных эксцессов. И во время подготовки к юбилейному сотому плаванию возможность изменения маршрута наверняка рассматривалась. У недружественных стран был не только формальный повод, но и сильный стимул преградить дорогу российскому паруснику.
После инцидента в Керченском проливе на Западе начали декларировать новую форму борьбы с «агрессией Кремля» — запрет российским судам посещать иностранные порты.
С призывами преграждать дорогу «оккупантам» к мировому сообществу не раз обращались представители Украины (в частности, генеральный прокурор Юрий Луценко и министр иностранных дел Павел Климкин). На их слова обратили внимание сначала в Европейском парламенте, затем в США.
Группа американских сенаторов вообще предлагала президенту Дональду Трампу провести «многонациональную операцию» против России в водах Черного моря. Что конкретно они хотели сделать в ходе этой операции, остается только гадать, но к европейским союзникам американцы обратились с простым призывом: не пускайте российские корабли в свои порты для пополнения запасов и дозаправки.
У борцов за «свободу судоходства» в Керченском проливе есть и задача-максимум — завести в Азовское море вслед за украинскими посудинами американские корабли.
Но Россия, разумеется, будет жестко пресекать эти попытки. «Военные корабли НАТО в Азовское море зайти не могут, — заявил член оборонного комитета Совета Федерации Франц Клинцевич. — Нет у них такой возможности, и вряд ли мы это разрешим. Все остальное от лукавого».
Как бы то ни было, Североатлантический альянс усиливает свое присутствие в Черном море. Вашингтон уже не скрывает, что его главная цель — установить собственные правила игры в Керченском проливе. Польша и Эстония тем временем пакостят русским на отведенном им участке балтийского «фронта».
Поддержка, скажем прямо, так себе. Но от своих холуев «дядя Сэм» и не ждет выдающихся достижений. Их дело — молча выполнять простые указания. Вашингтон велел не пускать российские корабли — значит, нужно демонстративно «отшить» хотя бы один учебный парусник.