Накануне старта туристического сезона в Грузии активизировались разговоры о необходимости нормализации отношений с Россией. Если в ближайшее время этой нормализации не произойдет, то авиасообщение между странами тоже не будет восстановлено, что означает гарантированный срыв туристического сезона и в этом году. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался с грузинскими политическими обозревателями, реально ли потепление в российско-грузинских отношениях.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили обратилась к парламенту страны с традиционным ежегодным обращением. Среди прочих тем она затронула проблемы взаимоотношений с Россией, а также с Абхазией и Южной Осетией.
«Нам, наверное, необходимо предпринять новые шаги и показать наши позиции России. Любой вопрос, который нельзя решить силовым путем, требует разумности и продвижения. Грузия не пойдет на уступки в вопросе территориальной целостности и будет искать пути к мирному урегулированию», — сказала Зурабишвили.
Напомним, что между странами нет дипломатических отношений — в 2008 году Грузия разорвала их после признания Москвой независимости Сухуми и Цхинвали. «Если Россия использует оккупацию для того, чтобы Грузия свернула со своего пути, добиться этого она не сможет. Но если ее цель — установить с Грузией новые соседские отношения, то это в интересах всех. Однако новые отношения требуют уважения к суверенному государству, а также деэскалации и деоккупации», — заявила президент.
Ее выступление на этот раз было менее резонансным, чем в прошлом году. Наибольший интерес вызвало обращение Зурабишвили к неподконтрольным экс-автономиям — Абхазии и Южной Осетии; впрочем, ничего нового она все же не сказала.
«В отношении оккупированных территорий мы сделали важные шаги и должны готовиться к осуществлению более обстоятельной политики: показать абхазам и осетинам перспективу будущего: нахождение в едином государстве не создаст им угрозу, но откроет дорогу к Европе, благополучию, спасению своего языка и самобытности», — агитировала Зурабишвили.
Непонятно, что президент Грузии имеет в виду под «новыми шагами» и о каких невозможных «уступках» она говорила, но если власть хочет защитить свою страну и свой народ, то она должна найти общий язык с любой страной.
Поэтому диалог с Россией должен быть в актуальной повестке дня для Грузии, чтобы изменить существующее положение вещей, исправить допущенные за последние годы ошибки или хотя бы уменьшить ущерб, нанесенный за это время.
«Для этого должна измениться сама атмосфера взаимоотношения и общения, так как нынче нет мостов доверия, соглашений и мер по укреплению доверия; мы должны найти точки соприкосновения и не пересекаемых интересов, где можно определить общие подходы — это должно быть обоюдное движение навстречу друг к другу. Сегодня уже неважно, кто и когда сделал первый выстрел в этом противостоянии, надо думать о том, как решить проблему: это некому делать, кроме нас самих. И если есть любые возможности для диалога, то их надо использовать, каждый из нас должен сказать себе: "Мир начинается с меня"», — считает независимая журналистка Мзевинар Хуцишвили.
По ее мнению, необходимо всем вместе — как в каждой отдельной стране, так и на международном уровне — объединить народы на основе гуманизма и справедливости.
«Прошедшие годы показали, что лучший катализатор по урегулированию конфликта — это народная дипломатия и открытие границ. И мы должны сделать все, чтобы в обществе зародился здоровый подход. Ведь любая война заканчивается миром, победой разума. Именно мир — самое ценное, что у нас может быть, мир — это надежность, спокойствие за жизнь и здоровье наших близких, вера в завтрашний день», — резюмирует Хуцишвили.
Что президент имела в виду, осталось неясным: разве Грузия является членом Евросоюза, чтобы соблазнять этим абхазское и осетинское общества?
«Реальные, а не крикливые политические и экономические лидеры ЕС совершенно далеки от желания видеть Грузию в альянсе. Впрочем, ее это не смущает, и, по сути, она призвала Сухуми и Цхинвали выставить вон российские войска и взамен "получить счастье"», — обращает внимание политический обозреватель Георгий Ахвледиани.
По словам эксперта, Зурабишвили, как и подавляющая часть грузинских политиков, никак не желает принять в расчет, что российские войска в Абхазии и Южной Осетии являются оккупационными лишь для Тбилиси и его партнеров, тогда как для Сухуми и Цхинвали это войска не просто партнерского государства, а гаранта мира и безопасности на этих территориях.
А самой Москве президент адресовала совсем уж «мутный» тезис: если Кремль пытается добиться изменения прозападного курса Грузии, то ничего не выйдет, а если он хочет установиться равноправные союзнические отношения со всеми субъектами региона, то все они будут только рады такому повороту.
Ахвледиани поэтому считает, что, во-первых, Зурабишвили не стоило в данном случае говорить от имени всех стран региона, потому как ее не уполномочивали ни Азербайджан, ни Армения, ни непризнанные или частично признанные субъекты Южного Кавказа.
«Во-вторых, и у Армении, и у Азербайджана вполне себе партнерские отношения с Россией, а Армения — так вовсе ее стратегический союзник. В-третьих, Тбилиси стоит переосмыслить ситуацию с Россией и понять, наконец, что он не занимает сколько-нибудь заметного места в политической повестке Москвы — так где-то на задворках, очень далеко по актуальности от Украины, Сирии, Турции. Никто в российских политических кругах, проснувшись, не кидается узнавать новости о Грузии.
Москва дверь перед Тбилиси не захлопывала, оставила ее приоткрытой, но обозначила четкое условие: хотите в ЕС — ради Бога, но никакого НАТО и антироссийской риторики.
У Тбилиси свои условия к Москве: отказ от признания суверенитетов Абхазии и Южной Осетии, чего Россия делать не собирается хотя бы в силу незначительной важности Грузии для самой себя», — заключает политический обозреватель.
Действительно, грузинским политикам вряд ли стоит брать пример со своих украинских коллег, которые своим прозападным курсом, «патриотизмом» и ярой русофобией разрушают страну. Лучше посмотреть, например, на Молдову, где в чем-то схожей ситуации нашли достойный, устраивающий все стороны вариант.