Политика Политика

Эфраим Зурофф: «Прибалтийские республики пытаются переписать историю Холокоста»

В конце 90‑х Латвия отмечала День памяти латышских легионеров на государственном уровне, но Сейм республики принял решение исключить эту дату из перечня официальных праздников. Легионерам ваффен СС и их последователям, впрочем, поправки к закону не мешают ежегодно 16 марта проводить шествия в центре Риги. Латвийская столица всегда ожидает их с тревогой: премьер-министр Марис Кучинскис недавно заявил, что в этот день в городе будут приняты повышенные меры безопасности.

Помимо шествия по случаю Дня памяти латышских легионеров, в Латвии пройдут мероприятия противников подобных маршей. О своем видении ситуации аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал один из сторонников антинацистского движения в Прибалтике, известный историк и охотник за военными преступниками, глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраим ЗУРОФФ:

— Доктор Зурофф, Ваша позиция относительно маршей бойцов СС в Латвии и слетов ветеранов 20‑й эстонской дивизии СС в Синимяэ хорошо известна. Почему Вы считаете эти явления неправильными и опасными для Прибалтийских республик?

— Мы против подобных маршей, потому что они прославляют тех, кто боролся за победу Третьего рейха. Этот режим запятнал себя самым ужасным геноцидом в истории, он ответственен за убийства миллионов невинных людей. Так вот, среди участников маршей и тех, кого они возвеличивают, были бойцы, которые до вступления в эстонские и латвийские дивизии несли службу в полиции и принимали участие в истреблении евреев. В особенности это касается Латвии. А сейчас мы видим, как нацистских палачей превращают в героев.

Эфраим Зурофф / Источник: svet.sme.sk 

— Судя по всему, Вы по-прежнему пристально следите за происходящим. Изменилась ли ситуация за последние несколько лет? Можете пояснить, как именно?

— Трудно отметить какие-либо изменения. Если быть откровенным, Прибалтийские республики сегодня пытаются переписать историю Холокоста. Для этого есть две основные причины. Во-первых, налицо попытка скрыть факт, что жители этих стран принимали участие в убийствах евреев.

В действительности только в Восточной Европе коллаборационизм и пособничество нацистам включали в себя активное участие в массовых убийствах — в Литве, Латвии и Эстонии отдельные местные коллаборационисты охотно этим занимались.

Вы, возможно, слышали, что я написал книгу совместно с Рутой Ванагайте, она называется «Наши люди: путешествие с врагом». Вместе с Рутой мы побывали в сорока местах, где происходили массовые убийства, где убивали евреев. Тридцать пять из этих мест находятся в Литве, еще пять — в Беларуси. Это особая история: существовало отдельное подразделение — литовский батальон, который перебрасывался в Беларусь, чтобы истреблять там еврейское население. Он убил приблизительно 20 тысяч евреев зимой 1941–1942 годов. В Прибалтике об этом не говорят, желая скрыть роль местных жителей в описываемых событиях.

Это первая причина, которая побуждает переписывать историю. А во-вторых, в Прибалтике пытаются преступления нацистов приравнять к преступлениям коммунистов, доказать, что они были в одинаковой степени ужасны. На действия коммунистов тоже вешают ярлык геноцида, хотя это не соответствует действительности.

Замалчивая собственные преступления, Прибалтийские республики акцентируют внимание на том, что их жители стали жертвами коммунизма. Это действительно так, но коммунизм и нацизм не одно и то же.

— Можем ли мы говорить, что «ползучая» нацификация в Прибалтике и аналогичные явления в Украине — это часть некоего целостного явления?

— Речь не идет о «ползучей» нацификации — эти страны не нацистские. Дело в попытках замалчивать собственные преступления и сочувствовать преступникам, как жертвам коммунизма. Если быть до конца откровенным, частично проблема заключается в том, что Россия наотрез отказывается признавать преступления советского режима, проводить реституцию и т. д. В отличие от Германии, кстати, которая достигла огромного прогресса в заглаживании своей вины за преступления нацистов. Таким образом, в некоторых странах мы можем наблюдать своеобразное явление, которое можно назвать завистью к Холокосту. Что это значит? Это своеобразная ревность к статусу людей, которых вспоминают как жертв геноцида евреев.

Вы знаете, что Международный день памяти жертв Холокоста — это особенная памятная дата, которая ежегодно отмечается 27 января, в день освобождения Аушвица воинами Красной армии. Во многих случаях евреи добились реституции, компенсаций, некоторым была возвращена их собственность. И к людям, которые выжили во времена Холокоста, проявляется особая чуткость. Жертвы коммунистического режима пытаются добиться того же, чего добились евреи в деле признания Холокоста. Но, повторюсь, это совсем другой случай.

Коммунизм никогда не был частью фанатичной идеологии, которая стремилась стереть с лица земли целые группы людей. Коммунисты никогда не использовали и не создавали индустрию массовых убийств, которую создали нацисты в своих лагерях смерти. Следовательно, относиться к этому стоит по-другому.
День легионера Waffen SS в Латвии, 16 марта 2016 год / Фото: sputniknewslv.com

— Явление, которое Вы описываете, сокрытие нацистских преступников, распространяется и на другие страны?

— Верно, это очень актуально для Украины, в некоторой степени для Беларуси, для Хорватии. Есть и другие примеры. Много вопросов появляется к Польше, где недавно был принят новый закон об истории Холокоста. Словом, всё это часть одной огромной проблемы Восточной Европы.

— А для жителей Центральной Европы такой проблемы не существует?

— Для них этот вопрос не столь болезненный. Сейчас им проще признавать ошибки прошлого. Они преследовали евреев, сгоняли и приговаривали их к убийствам в других странах. В основном местные жители самостоятельно не убивали евреев (хотя в случае Венгрии, например, евреи были убиты венграми в Каменце-Подольском в Украине, в районе Нови-Сада и в Будапеште). Это касается и Центральной, и Западной, и Северной Европы.

Но дело еще и в том, что восточноевропейские государства получили возможность говорить правду лишь после распада СССР. Если у других стран для осознания своей вины было больше 70 лет, то у бывших коммунистических стран — всего 28. Этот процесс требует времени, он очень сложен.

Согласитесь, непросто ведь признать вину своих собственных граждан в совершении ужасных преступлений.

Понадобилось 50 лет для того, чтобы Жак Ширак признал ответственность Франции за режим Виши. Прошло 50 лет, прежде чем Франц Враницкий (федеральный канцлер Австрии — прим. RuBaltic.Ru) сказал: «Мы не только жертвы, мы еще и преступники». К тому же в Восточной Европе преступники не только преследовали евреев, но и сами их убивали. Поэтому, возможно, Литве, Латвии, Эстонии, Украине понадобится сто лет для того, чтобы они были готовы сказать правду.

— В 2014 году на Украине последователи Бандеры стали главной ударной силой Майдана. Могут ли сторонники эсэсовцев в Прибалтике организовать нечто подобное?

— Абсолютно никаких шансов! На протяжении многих лет я принимаю участие в антинацистских акциях и вижу, что количество людей, поддерживающих ветеранов СС, очень невелико. В Литве, Латвии и Эстонии это абсолютно маргинальные элементы. В отличие от Украины: там их значительно больше.

— А как насчет обычных жителей Израиля? Они озабочены происходящим в этих странах?

— На проблему обращают внимание люди, которые приезжают оттуда. У нас много иммигрантов из Прибалтийских республик, из Украины, из других стран. Они осведомлены о происходящем. Мы, в свою очередь, стараемся делать всё возможное, чтобы информировать население.

Активисты движения антифашистов в Риге / Источник: newsbalt.ru

— В этом году Вы собираетесь принять участие в антинацистских акциях в Риге?

— Нет, в этом году мероприятия выпадают на Шаббат. Для меня это работа, а в Шаббат я не работаю.

— Среди военных преступников, которых Вы сейчас разыскиваете, есть люди из Прибалтики или Украины?

— На данный момент нет. Впрочем, это не значит, что таковых не будет завтра.

— Как могут обычные люди противостоять героизации нацистских пособников?

— Они должны протестовать, писать письма членам Сейма, Рады или других органов, выполняющих в их стране роль парламента, и стараться изменить мнения людей из своего окружения, которые одобряют эти ужасные вещи. То, что сейчас происходит в Украине, — это абсолютное сумасшествие. Переименование улиц, возвеличивание Бандеры и Шухевича… Они меньше всего заслуживают называться героями. Героями были люди, которые, рискуя своими жизнями, спасали евреев.
Читайте также
15 марта 2018
Партия «Всё — Латвии» предложила сделать 16 марта официально отмечаемым днем.
18 ноября 2017
Интервью с рижским писателем, лауреатом премии «Национальный бестселлер» 2003 года Алексеем Евдокимовым.
14 июня 2017
Интервью с латвийским правозащитником Александром Гапоненко.
15 марта 2017
16 марта в центре Риги неподалеку от памятника Свободы, уже не браво маршируя, пройдут так называемые легионеры, которые, как и 73 года назад, оказались игрушками в чужих руках.