Забвение лимитрофов: мир реагирует на Украину и Прибалтику пренебрежением
Александр Носович
Празднование в Париже столетия окончания Первой мировой войны ознаменовалось новыми унижениями стран Восточной Европы. Президент США Дональд Трамп проигнорировал Петра Порошенко и не подал украинскому президенту руки. Перед этим выяснилось, что Трамп не помнит, как называется Прибалтика и где она находится. Подобное пренебрежительное отношение Украина и страны Балтии испытывают не только от американского президента: страны «буферной зоны» не смогли предложить миру ничего, кроме борьбы с Россией, и мир реагирует на них с презрительным равнодушием.
Встреча Петра Порошенко с Дональдом Трампом в Париже больше всего напоминала известную песню «я в восьмом ряду, в восьмом ряду, меня узнайте, мой маэстро».
Президент Украины стоял в толпе из шестидесяти мировых лидеров, собравшихся на торжественной церемонии в честь столетия со дня окончания Первой мировой войны. Когда в толпу затесался президент США Дональд Трамп, пожелавший поздороваться со знакомыми коллегами-президентами, Порошенко и на цыпочки вставал, и шею вытягивал, и пожирал американского коллегу глазами. Но Трамп взгляда на Порошенко так и не задержал.
Американский президент попросту не обратил внимания на украинского коллегу. Порошенко был совсем рядом с ним, но Трамп ему не кивнул, не улыбнулся и не подал руки. То ли счел за лучшее проигнорировать президента Украины, чтобы тот не привязался опять со своими просьбами поддержки и защиты, то ли он и в самом деле не помнит, кто этот человек.
Последний вариант тоже не исключен.
Дональд Трамп, как стало известно во время той же поездки в Париж, не знает, как называется Прибалтика и где она находится.
Американский Huffington Post и французская Le Monde рассказали, как во время апрельской встречи Дональда Трампа с главами Литвы, Латвии и Эстонии Трамп перепутал слова «Балтия» и «Балканы» и заявил, что страны Балтии в начале 1990-х устроили войну в Югославии и развалили страну.
Вдобавок Трамп раскритиковал Прибалтику за недостаточное участие в НАТО (хотя Эстония, Латвия и Литва всеми правдами и неправдами дотягивают свои куцые бюджеты до 2% ВВП на военные расходы и хотят дотянуть до 2,5%, чтобы подать пример богатым странам Западной Европы, которые раскошеливаться на оборону не хотят) и строительство газопровода «Северный поток — 2» (хотя страны Балтии выступают против его строительства).
Неудивительно, что президенты Литвы, Латвии и Эстонии, как сообщают Huffington Post и Le Monde, получили глубокую травму от общения с американским коллегой. Они из кожи вон лезут, чтобы заслужить благосклонность заокеанского хозяина, а тот не обращает на это внимания и вообще не знает, кто такая эта Прибалтика и где она живет.
Президент Украины, судя по его нервному поведению, тоже был травмирован встречей с Дональдом Трампом. Петр Порошенко, популярно выражаясь, «психанул» и на замечание журналиста, что президент США не подал ему руки, ответил: «Все, что вы говорите, — это ложь. Все, что говорит российское телевидение, — это ложь». Хотя при чем тут российское телевидение, если есть видео, которое говорит само за себя?
Президенту Украины и его прибалтийским коллегам пора бы уже перестать травмироваться и принять новую реальность.
Откровенное пренебрежение и наплевательское отношение к странам антироссийской «буферной зоны» демонстрирует не один Дональд Трамп, а все мировое сообщество.
Ярче всего это проявляется во время крупных международных форумов, когда трибуну предоставляют профессиональным борцам с Россией из стран Восточной Европы. На их выступлениях залы пустеют: завидев у микрофона глав Украины или Литвы, делегаты и журналисты со всего мира тянутся к выходу — выкурить сигарету и сбегать в туалет.
В сентябре этого года президент Литвы Даля Грибаускайте выступала перед полупустым залом заседаний Генеральной ассамблеи ООН. Люди во время ее выступления вставали и выходили из зала по своим делам — мало кому было интересно, что может сказать миру Литва.
За пару месяцев до этого президент Украины на саммите НАТО вещал пустым креслам. В большом зале для выступлений, помимо Петра Порошенко, присутствовали генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и несколько человек украинской делегации в первом ряду.
Такой же конфуз постиг Порошенко за полгода до этого на Мюнхенской конференции по безопасности. На выступление украинского лидера о «русской угрозе» никто не пришел.
Презрительное равнодушие — вот удел стран, которые не могут предложить миру ничего другого, кроме болезненного страха перед Россией и призывов к борьбе с ней.
В тех же странах Балтии очень обижаются, когда их называют лимитрофами — пограничными государствами, которые существуют в мире, потому что есть Россия, с которой надо бороться.
Лимитроф — это унизительно. Лимитроф — это отказ от признания самостоятельной ценности, уникальности и самобытности Эстонии, Латвии или Литвы, низведение их до производной от факта существования России. Называть страну лимитрофом — это высшее проявление имперского шовинизма.
Однако страны Балтии сами довели себя до такого состояния. Их лимитрофность не была предопределена объективно: быть «буферной зоной» — это осознанный выбор Литвы, Латвии и Эстонии, а не их геополитическая судьба.
О чем прибалтийские лидеры говорят все 27 лет «второй независимости»? О России. Какова главная тема каждого их выступления на любой международной площадке? Россия. Чем эти страны известны в мире? Тем, что они соседи России, которая, как они утверждают, их вот-вот оккупирует.
Такая же метаморфоза после «революции гидности» произошла с Украиной.
Синдром лимитрофа: «русская угроза», «гибридная война», «агенты Кремля» и «рука Москвы» из каждого утюга внутри страны и на любом мероприятии за рубежом.
Может быть, до майдана Украина была меньше известна в мире, но, во всяком случае, воспринималась им сама по себе. Теперь же усилиями украинских властей Украина как нечто самоценное в мире не воспринимается. Для мира она существует исключительно как соседка России, которая требует от окружающих статуса жертвы насилия и на этом основании — понимания и поддержки.
У России 18 соседей, но далеко не все из них воспринимаются как лимитрофы. Не только США, Япония или Китай, но и Норвегия, Финляндия или Польша известны миру сами по себе, а не как соседи России, проблемами безопасности которых обязано быть озабочено мировое сообщество. Этим странам есть что сказать и показать миру, помимо России.
Украине и Прибалтике кроме соседства с Россией показать миру нечего. Поэтому они лимитрофы. Поэтому мир реагирует на них равнодушием и пренебрежением.