В Польше прошли парламентские выборы, победу на которых предсказуемо одержала правящая партия «Право и справедливость». Убедительный результат «ПиС» означает продолжение курса Варшавы последних лет на создание «Троеморья» — геополитического альянса государств Центральной и Восточной Европы. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, что представляет из себя геополитический треугольник между Балтийским, Черным и Атлантическими морями и зачем Польша взялась за строительство этого союза.
Идея «Троеморья» не нова. Объединение стран между Балтикой, Черным морем и Адриатикой волновало политиков еще в первой половине XX века. Однако современные черты проект приобрел в начале 2000-х годов. Цель зарождающегося объединения, главным инициатором которого выступила Варшава, заключалась в консолидации экономик в первую очередь стран Вышеградской группы (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии) и Прибалтийских государств. Кроме того, к «Троеморью» подключились Австрия, Болгария, Румыния, Словения и Хорватия, всего 12 государств.
На долю стран «Троеморья» приходится 28% территории, 22% населения и всего 10% ВВП Европейского союза.
Первый саммит проекта прошел с 25 по 26 августа 2016 года в хорватском Дубровнике. Представители 12 государств — членов Европейского союза сконцентрировали свое внимание на вопросах энергетики и финансов.
По первой теме традиционно обсуждали диверсификацию источников энергии и необходимость избавиться от энергетической зависимости. Вторая точка соприкосновения также не стала откровением. Страны Восточной Европы хотят получать больше финансовой поддержки от Европейского союза, и эта необходимость была прямо заявлена на саммите.
По словам президента Хорватии Колинда Грабар-Китаровича, региону Троеморья требуется 50 миллиардов евро для преодоления нынешних проблем с инфраструктурой.
Главный инициатор проекта, польский президент Анджей Дуда поставил перед «Троеморьем» крайне амбициозные задачи — проникновение интеграции и в другие сферы, помимо инфраструктуры и энергетики. Венцом «Троеморья», по заявлению
Итогом первой встречи стало подписание декларации об экономическом взаимодействии, где были определены три ключевых направления сотрудничества — энергетика, транспорт и коммуникационная инфраструктура.
С тех пор саммиты «Троеморья» проходят каждый год, и каждый год для придания формальной значимости на них приглашают именитых гостей. В 2017-м таким гостем стал Дональд Трамп, а на последних двух саммитах присутствовал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Замысел проекта «Троеморье» очевиден — объединение усилий восточноевропейской периферии с целью решения своих экономических и политических вопросов при поддержке, в первую очередь финансовой, Европейского союза.
Достаточно интересно вписались в инициативу Китай и США, представители которых также приняли участие в первом и последующих саммитах «Троеморья». И если участие Пекина еще вписывалось в формальные рамки заявленных экономических задач нового объединения, на первой встрече которого представители Поднебесной связывали развитие инфраструктурных проектов в Восточной Европе со своей мегаконцепцией «Нового Шелкового пути», то вот Вашингтон решил включить в повестку военно-политические аспекты. Так, со слов американских представителей, содружество 12 государств должно стать и важным элементом безопасности в Европе.
На саммитах «Троеморья» представители США не забывают упрекать Россию в использовании своего монопольного положения поставщика энергоресурсов для укрепления геополитической позиции в регионе.
Впрочем, ни одна встреча с участием государств Восточной Европы не обходится без язвительных слов в сторону Москвы по поводу и без, и к этому давно все успели привыкнуть.
Приглашенные гости в лице Пекина и Вашингтона никакого новшества в подобный формат сотрудничества не внесли. Еще в 2012 году в Варшаве состоялся первый саммит формата «16+1», который представляет собой форму торгово-экономического сотрудничества Китая и стран Центральной и Восточной Европы. По сей день такие встречи проходят ежегодно. США всегда активно присутствовали в восточноевропейском регионе.
На первых порах Европейский союз в целом никак не обозначал своего присутствия в проекте и сдержанно относился к инициативе «Троеморья», при том, что все участники инициативы являются членами ЕС. Это и понятно, так как, несмотря на заявления об исключительно экономической направленности объединения, очевидна и политическая подоплека, которая выражается в создании единой коалиции в Европейском союзе.
Также легко провести параллели и с военно-политической конъюнктурой в Восточной Европе, где был значительно усилен восточный фланг за счет Польши и стран Прибалтики.
И все же представители ЕС обратили внимание на «Троеморье» и нынче не пропускают его саммиты.
Если переходить непосредственно к формальным целям «Троеморья», то на сегодняшний день в рамках восточноевропейского треугольника активно обсуждаются два крупных проекта. Первый — автомагистраль Via Carpatia, которая должна соединить литовскую Клайпеду на севере и греческий город Салоники на юге, пройдя через семь стран.
Второй проект связан с развитием газовой инфраструктуры и сети газопроводов, которая объединила бы польский и хорватский СПГ-терминалы.
В рамках «Троеморья» обсуждаются и другие инициативы — железнодорожная магистраль Rail Baltica, Балтийско-Адриатический железнодорожный коридор и другие.
Конечно, все вышеперечисленные инфраструктурные проекты начали развиваться задолго до проведения первого саммита «Троеморья». Эта инициатива лишь формально объединила уже существующие идеи.
В целом же стоит адекватно оценивать проект «Троеморья».
В первую очередь это неформальное объединение, которое хоть и имеет задекларированные цели, но пока что выступает в качестве площадки.
На ежегодных встречах лидеры затрагивают и вопросы Вышеградской группы, и проблемы безопасности в Восточной Европе, ведут переговоры по инфраструктурным проектам региона.
Зачем же Варшаве понадобилось инициировать эту площадку, ежегодно проводя саммиты с участием представителей Европейского союза, США, а иногда и Китая?
Во-первых, здесь очевидны амбиции Варшавы стать лидером «Новой Европы».
Амбиции лидерства проявляются в экономической сфере. Об этом говорят попытки Варшавы завязать на себе крупные инфраструктурные проекты, став, к примеру, крупным хабом по приему СПГ и центральным звеном транспортных проектов. Также Польша, будучи важнейшим союзником США на восточном фланге, с удовольствием приняла на себя роль ключевого военно-стратегического игрока в регионе.
Во-вторых, продолжает расти недовольство восточноевропейских стран в отношении политики Европейского союза.
Это становится основой для консолидации государств Восточной Европы, которые способны выступать единым фронтом в отстаивании своих интересов или продвижении собственных проектов.
И Варшава, прекрасно это чувствуя, готова брать инициативу в свои руки.
Наконец, все эти игры в «Троеморье» могут привести к новой геополитической расстановке в Восточной Европе, где Польша будет находиться на лидирующих позициях.
Впрочем, пока взаимная настороженность мешает восточноевропейским странам интенсивно развивать проект от Балтики до Черного моря и Адриатики.