Эстонский парламент Рийгикогу проголосовал против возвращения флагов ЕС в зал для торжественных мероприятий и пресс-подходов. Спор о нахождении в парламенте флагов Евросоюза приобрел идеологический характер: добившиеся выноса флагов правящие националисты заявляют, что интеграция в ЕС ничего не дала Эстонии, а только разрушила ее экономику. Такой хулы на «европейский выбор» от властей Прибалтики прежде слышать не доводилось.
История с европейскими флагами в эстонском парламенте на первый взгляд кажется мелкой, чтобы серьезно о ней задумываться. Все слишком провинциально, смешно и нелепо для разговора о геополитике и европейских делах. Однако когда речь идет о Прибалтике, символизм подобных событий — это не шутки.
После весенних выборов в Рийгикогу новое руководство парламента распорядилось убрать из зала для торжественных церемоний флаги Евросоюза. До того они всегда маячили рядом с эстонскими флагами, когда первые лица парламента и страны выходили в Белый зал к прессе.
Низвергнутая еще три года назад в оппозицию либеральная и проевропейская Партия реформ призвала коллег одуматься и вернуть в Белый зал Рийгикогу желтые звезды на синем фоне.
«Рийгикогу — представительское здание Эстонской Республики, происходящие в нем мероприятия и события соответствуют европейским ценностям. Решение выбросить флаг из представительского зала — это не повседневное интерьерное решение; флаг обладает символическим значением, а с символами не обращаются легкомысленно. Символы что-то значат», — заявил один из лидеров реформистов, бывший премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас.
Вопрос обрел политическое и даже идеологическое значение. Председатель Рийгикогу, замглавы Консервативной народной партии (EKRE) Хенн Пыллуаас, который распорядился убрать флаги ЕС, решил вынести этот вопрос на всеобщее голосование.
В результате большинство народных избранников дважды проголосовали за то, что символики Европейского союза в парламенте Эстонии быть не должно.
Отдельного внимания заслуживает их аргументация. Если спикер Пыллауас ограничился протокольным соображением о том, что европейские флаги находились в эстонском парламенте в связи с председательством Эстонии в ЕС и после его окончания им там быть не положено, то его однопартийцы бросились открыто критиковать Евросоюз.
Лидер EKRE Март Хельме, например, говорил, что экономике Эстонии от ЕС «не было никакой пользы».
«Европа все-таки состоит из очень многих разных национальностей, и все они — богатство ЕС, и люди в разных государствах никак не хотят, чтобы Евросоюз стал бы какой-то империей», — заявлял Хельме и утверждал, что эстонцам не нравится Евросоюз и Эстония выступает против попыток брюссельской бюрократии отобрать власть у независимого национального государства.
Еще несколько месяцев назад представить, что такие вещи в Прибалтике будут говорить не какие-то маргиналы, а лидер правящей партии, казалось чем-то абсолютно невероятным.
Европейский союз для стран Балтии — это не просто большой интеграционный проект, к которому присоединились Литва, Латвия и Эстония. «Европейский выбор» — это религия, здания Европарламента, Еврокомиссии и прочих институтов ЕС — священные храмы, а флаги Евросоюза — святая хоругвь.
О каком выносе европейской символики из парламента Эстонии можно было думать, если Эстония, Латвия и Литва десятилетиями лепили эту символику на каждом столбе? В Прибалтике не осталось такого пространства, которое не было бы еще «помечено» собравшимися в хоровод желтыми звездами. Они были и остаются повсюду, потому что желтые звезды — зримое доказательство принадлежности литовцев, латышей и эстонцев к Европе.
Вступление стран Прибалтики в Евросоюз не диктовалось рациональными соображениями. Во всяком случае, доводы разума не были для Вильнюса, Риги и Таллина решающими. Во главе угла находились психологические комплексы прибалтийских политиков по поводу своей отсталости и неполноценности, желание доказать всем (и в первую очередь «этой России»), что они — настоящие европейцы.
Европейский союз для Прибалтики и есть доказательство. Главным образом для этого страны Балтии туда и вступали. Поэтому они и не торговались, в отличие хотя бы от Польши, об условиях своего членства в ЕС, не требовали себе никаких особых условий и преференций. Лишь бы взяли!
Любые ваши требования выполним, квоты на отлов рыбы введем, атомную станцию закроем, заводы распродадим на металлолом, а молодежь выгоним к вам на заработки — только возьмите нас в свое «светлое будущее». Мы поклоняемся европейскому флагу, Евросоюз — вершина исторического развития.
После 15 лет такого безудержного еврооптимизма голосование большинства Рийгикогу за вынос из стен парламента флага ЕС — это первые симптомы грядущего крушения в Прибалтике господствующей идеологии.
Идеология в данном случае понимается так, как ее понимали французские просветители в XVIII веке: гражданская религия, которая выступает на замену религии как таковой. Такой же гражданской религией, как сейчас поклонение «европейскому выбору», для Прибалтийских республик был коммунизм.
Многие прибалтийские деятели поклонялись кумачовому стягу, бюсту Ильича и краткой истории КПСС так же истово, как сегодня они же преклоняются перед НАТО и Евросоюзом. Для них главное — быть вечными восторженными комсомольцами и все время чему-то поклоняться — неважно, чему.
Выдворить из национального парламента флаг ЕС, учитывая его почти религиозное для Прибалтики значение, — это новая перестройка.
Отвергнуть европейский флаг, по прибалтийским меркам, — это как положить на стол партбилет или выбросить из окна комсомольское знамя.
Эстония объективно больше всех из трех стран Балтии выиграла от членства в ЕС — неудивительно, что там же и проявляется раньше всех пресыщение «выдающимися достижениями» европейской интеграции. Прибалтийская «благодарность» всем хорошо известна, поэтому рано или поздно к официальному Таллину присоединятся официальные Рига и Вильнюс.
Оглянуться не успеем, как Прибалтика начнет предъявлять Евросоюзу претензии и требовать от Германии и прочих богатых европейцев материальные компенсации за «европейскую оккупацию».