Ударил по Тегерану — попал по Берлину: Трамп, Меркель и будущее Трансатлантического союза
Артем Германович
Торговые войны, отсутствие согласия в вопросах безопасности, дипломатические скандалы — вот неполный перечень тех проблем, которые за последние несколько месяцев обнаружились в отношениях между США и флагманом Европейского союза — Германией. Никогда еще трансатлантическая интеграционная инициатива не подвергалась такому невиданному испытанию. В этой и последующих статьях аналитический портал RuBaltic.Ru разберется с вопросами, чем обусловлены противоречия в германо-американском взаимодействии и как они повлияют на страны Восточной Европы.
Четвертое по счету вступление Ангелы Меркель на пост федерального канцлера далось ей непросто в силу внутриполитических причин. Снижение популярности ее партии красноречиво отобразилось в ходе последних выборов: «христианские демократы» потеряли 20% мест в Бундестаге. Так называемые малые партии, наоборот, прибавили в рейтингах и сумели создать в парламенте достаточно крепкие фракции. Сформировать устойчивое правительство в этих условиях оказалось крайне сложной задачей.
«Христианским демократам» во главе с Меркель пришлось искать компромисса с главным конкурентом — социал-демократами. Такой союз очень непопулярен в Германии, к тому же вызывает много споров в ходе принятия решений.
Меркель предстоит доказать состоятельность нового правительства, невзирая на критику внутри страны. Наиболее эффектным ответом всем скептикам могли бы стать успехи на международной арене. Учитывая тот факт, что германское хозяйство традиционно ориентировано на экспорт, внешнеполитические победы Меркель стали бы также весомым подспорьем для укрепления национальной экономики.
Однако на деле немецким дипломатам и промышленникам приходится вести оборонительную стратегию, поскольку в наступление перешел не кто иной, как верный друг и старший товарищ Германии — США.
Лозунг Дональда Трампа «Вернем Америке былое величие», с которым он полтора года назад вошел в Белый дом, не пустые слова. Как показывает практика, действующая Администрация Президента США решительно направляет свои усилия на защиту собственно американских интересов. И в этом деле Трамп использует два главных инструмента: политику протекционизма и спекуляции в вопросах обороны и безопасности. В процессе достижения собственных целей американский лидер не щадит никого, а понятия «союзник» для него, похоже, не существует.
Германия же, долгие десятилетия находившаяся в орбите влияния США, рискует остаться заложницей прагматичной политики своего партнера.
8 мая американский президент объявил о выходе своей страны из ядерной сделки с Ираном и введении новых санкций в отношении этой страны и ее партнеров. В число последних входят Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия. С 2015 года и до сих пор соглашение с Ираном вполне успешно решало две задачи. Во-первых, обеспечивалась относительная безопасность в Персидском заливе, поскольку Тегеран отказывался от разработок в сфере ядерной энергетики. Во-вторых, снятие санкций позволило участникам сделки наладить взаимодействие в сфере экономики. Иран смог привлечь европейских инвесторов и превратился в площадку для развития бизнеса, в том числе и немецкого. В свою очередь, Европа заполучила надежного поставщика нефти, что является стратегически важным достижением ЕС на фоне конфронтации с Россией.
Тем не менее укрепление Ирана на Ближнем Востоке вызывает опасения у США и их главного партнера в регионе — Израиля. Биньямин Нетаньяху, отчасти небезосновательно, раскручивает тему военной угрозы со стороны Тегерана, призывая западных партнеров отказаться от контактов с потенциальным агрессором.
Однако, как показала недавняя встреча израильского премьер-министра с Ангелой Меркель, аргументация Тель-Авива в глазах немцев выглядит неубедительно. Германия, равно как и Франция, не может уйти из Ирана так же просто, как это сделали американцы.
Как показывает статистика, за два полных года, прошедших с момента заключения сделки, страны ЕС увеличили объем инвестиций в экономику азиатской страны почти в полтора раза. Товарооборот Ирана и Евросоюза за это время и вовсе утроился, достигнув в 2017 году отметки в 21 млрд евро.
Для сравнения, объемы взаимной торговли между США и Ираном в том же году составили 180 млн евро, что даже ниже показателя за 2015 год. Стоит ли еще говорить о причинах той легкости, с которой Штаты готовы свернуть свое экономическое присутствие в Иране?
Начать блокаду Тегерана для Трампа оказалось значительно проще, нежели убедить немцев и французов присоединиться к ней. Европейцы исходят из логики бизнеса и не видят необходимости прерывать вполне успешные связи, а призрачные угрозы здесь не рассматриваются в качестве весомого аргумента. Да, Иран проводит довольно агрессивную политику в Сирии и Ливане, но вряд ли на это можно повлиять при помощи выхода из ядерной сделки. На это указала Ангела Меркель в ходе встречи с Биньямином Нетаньяху: «Благодаря сделке мы достигли прозрачности, когда Иран был в шаге от создания ядерной бомбы».
Очевидно, что нарушение соглашения 2015 года развяжет лидерам Ирана руки в деле создания новых ядерных программ и остановить такую инициативу будет возможно только с помощью тотального прессинга в отношении Тегерана со стороны ЕС, России и Китая — тактики, к которой ни одна из указанных стран прибегнуть не готова.
Попытка вывести Германию, Францию и Великобританию из ядерной сделки с Ираном, предпринятая президентом США, также имеет ряд экономических последствий для Европы. Наложение санкций на иранскую продукцию, в том числе и энергоресурсы, позволит американским компаниям укрепить свои позиции на европейском и азиатском нефтяных рынках. Учитывая небольшой товарооборот между США и Ираном, Вашингтон с выходом из соглашения 2015 года практически ничего не теряет.
Основной экономический и геополитический удар примут на себя страны Старого Света. Неудивительно, что Ангела Меркель во время последних своих дипломатических встреч заявляет об одном: Германия намерена сохранить соглашение с Ираном, несмотря на позицию Вашингтона.
Иранская сделка — яркий, но отнюдь не единственный пример пренебрежительного отношения США к интересам европейских партнеров. Введение пошлин на импорт продукции металлургии из ЕС — прекрасное тому доказательство. Судя по реакции Еврокомиссии, декларировавшей введение с 1 июля ответных санкций, ЕС и США вступают в открытую и беспрецедентную торговую войну. Стартовые позиции в этом противостоянии явно не равны. Учитывая тот факт, что в торговле металлами и изделиями из него ФРГ имеет двукратное положительное сальдо, с введением пошлин металлургическая промышленность США получит своеобразный допинг для того, чтобы восполнить потребности рынка и заместить импортный продукт.
Что же получает Германия? Необходимость поиска новых партнеров в условиях, когда европейский рынок металлов сотрясается от демпинга цен со стороны китайских промышленников, а доступ к российскому рынку ограничен ввиду взаимных санкций.
Противоречия в политике на Ближнем Востоке и торговые войны обнажают глубокие и, вполне возможно, необратимые изменения во взаимоотношениях США и Германии. Агрессивная и крайне прагматичная стратегия администрации Трампа подталкивает его партнеров в Берлине к выстраиванию собственной внешнеполитической концепции в духе Realpolitik без привязки к мнению Вашингтона. Сможет ли нынешнее руководство Германии осуществить такой поворот и какие риски это несет странам Восточной Европы — эти вопросы будут рассмотрены нами в следующих статьях.