Политика Политика

Политика США провоцирует большую войну на Ближнем Востоке

Односторонний выход США из ядерной сделки с Ираном, несмотря на протесты европейских гарантов — Великобритании, Германии и Франции, станет отправной точкой в переосмыслении ими текущего формата атлантического партнерства. Осознание факта, что Америка превращается в мирового экономического жандарма и готова катком переехать европейских союзников, заставляет их занимать всё более жесткую позицию по актуальным вопросам международных отношений.

Недавние визиты в Вашингтон канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона не убедили главу Белого дома Дональда Трампа в том, что необходимо считаться с интересами своих союзников. Руководитель Американского государства, как и в случае с Парижским соглашением по климату или введением заградительных сталелитейных пошлин на продукцию ЕС, не внял доводам европейских лидеров.

И теперь европейцы на примере иранского досье начинают в полной мере ощущать на себе издержки проводимой американским президентом политики «Америка прежде всего».

Трамп одним росчерком пера свел на нет многолетние международные усилия по деэскалации напряжения на Ближнем Востоке и налаживанию экономических связей с Ираном. Великобритании и Германии есть что терять, но больше всех в экономическом плане может пострадать Франция.

Французский бизнес вкладывает в Иран

Сегодня Париж является крупнейшим деловым партнером Ирана благодаря подписанному европейскими государствами в 2015 году всеобъемлющему соглашению с Тегераном, которое охватывает также и экономическое сотрудничество. На сегодняшний день французские компании заключили контракты на десятки миллиардов евро в таких областях, как автопром, нефтегазовый сектор, транспорт и инфраструктура. Так, Группа Peugeot Citroën Automobiles обязалась в течение пяти лет инвестировать в автомобильную промышленность Ирана 700 млн евро. Самолетостроительный холдинг Airbus заключил контракты на поставку ста лайнеров. Концерн Renault обязался производить в Иране до 300 тыс. автомобилей в год. Флагман французской нефтегазовой индустрии Total заключил соглашений на 3,4 млрд евро.

Теперь, после возвращения Вашингтона к режиму санкций, эти контракты под вопросом, так как США намерены наказать любую компанию за сотрудничество с Тегераном. Дело в том, что в поле экономических ограничений попадают все контракты, заключаемые в долларах США, а в иранском случае их большинство.

В понимании Соединенных Штатов, сам факт транзакции с Ираном в американской валюте уже является основанием для наказания ее участников. Если же торговля происходит в евро, а европейские контрагенты имеют бизнес на американской территории, в их отношении также могут быть введены санкции.

Во Франции жестко отреагировали на действия США. Эммануэль Макрон назвал односторонний выход Америки из ядерной сделки «дорогой к большой войне». В свою очередь, министр экономики Брюно Ле Мэр заявил о том, что США ведут себя как «экономический жандарм» планеты, назвав такое поведение «неприемлемым». Французские политики пообещали приложить все усилия к сохранению европейских договоренностей с Ираном.

Ответ Тегерана на действия США

В Тегеране новость о выходе американцев из ядерной сделки вызвала бурю эмоций. В парламенте страны сожгли американский флаг вместе с текстом пресловутого соглашения. Огню предали и фотографию Трампа — сделано это было перед зданием американского посольства (закрыто с 1979 года). В свою очередь, духовный лидер Али Хаменеи, в чьих руках сосредоточена вся полнота власти, заявил о недоверии к европейцам в связи с их неспособностью гарантировать ранее заключенные договоренности.

Кто останется в выигрыше

А вот в Израиле шаги Белого дома встретили с одобрением, так как позиция США по иранскому досье стала на сто процентов отвечать интересам Тель-Авива. В этом имеется персональная заслуга израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который смог убедить лидера США в необходимости военного давления на Иран. Израильские СМИ, комментируя решение Трампа, указывают на то, что аргументация американского президента местами слово в слово повторяла тезисы главы израильского Кабинета министров об иранской угрозе. Глава Белого дома, в частности, ссылался на опубликованный израильтянами секретный документ о «прогрессе» иранской ядерной программы. Этого оказалось достаточно, чтобы обвинить Иран в нарушении ядерных договоренностей и выйти из всеобъемлющего соглашения.

Разрыв Вашингтоном ядерной сделки означает разворот американского внешнеполитического курса на ближневосточном направлении на 90 градусов.

Если еще каких-то пару месяцев назад американский лидер заявлял о необходимости вывода войск из Сирии, так как текущая ситуация «не отвечает национальным интересам США», то теперь принято решение продолжать военную кампанию. Такой сценарий развязывает руки Израилю, который, получив негласную поддержку американцев, уже начал без оглядки наносить ракетные удары по иранской военной инфраструктуре в Сирии.

Так, на днях обстрелу подверглась очередная иранская военная база в пригороде Дамаска, расположенная всего лишь в 60 км от границы с Израилем. На базе находились склады с вооружением для воюющих в Сирии бойцов Корпуса стражей исламской революции. В итоге погибло восемь иранских военных.

Иран, в отличие от США, чьи войска незаконно находятся на территории суверенного государства, имеет договор с правительством Сирии о военно-техническом сотрудничестве и на законных основаниях создает там свои военные базы.

Сколько в Сирии иранских военных, сказать сложно. Американские спецслужбы приводят цифру в 20 тыс. человек. За последний месяц со стороны Израиля было уже три атаки, в результате которых уничтожено три базы. Израильтяне обуславливают военную агрессию опасением, что на иранских военных объектах появятся современные ракеты, запрограммированные на конкретные цели.

Вооруженная эскалация в Сирии с фактического одобрения США как никогда на руку действующему премьеру Израиля Биньямину Нетаньяху, который на родине является фигурантом трех коррупционных дел.

Израильская прокуратура вменяет политику взяточничество, мошенничество и злоупотребление доверием. Первое дело связано с предполагаемой договоренностью Нетаньяху с издателем ежедневной израильской газеты Yediot Aharonot Арноном Мозесом о положительном освещении своей деятельности в СМИ в обмен на помощь в борьбе с конкурентами. Второе — касается получения подарков на сумму в 300 тыс. долларов от голливудского магната Арнона Мильчана (был также ключевым израильским разведчиком с 1960‑х до середины 1980‑х гг.). Третий эпизод — мошенничество и злоупотребление доверием по делу австралийского миллиардера Джеймса Пэкера.

Поэтому Нетаньяху крайне заинтересован в «маленькой победоносной войне» против режима, который не раз грозился стереть Израиль с лица земли. Такой сценарий поможет консолидировать общественную поддержку премьера и укрепить шаткую политическую коалицию. Ведь выход из нее партии «Наш дом — Израиль» Авигдора Либермана, который сегодня в правительстве занимает пост министра обороны, приведет к падению премьер-министра и неминуемой тюрьме. Пока Нетаньяху в большой политике и оказывает влияние на общественное мнение, это гарантирует ему неприкосновенность и широкую поддержку его образа национального героя, существенно затрудняя ход расследования.

Хотя, как показывает практика, и это не является препятствием. К примеру, восьмой президент Израиля Моше Кацав в 2011 году был осужден на семь лет тюремного заключения по нескольким статьям, включая изнасилование и воспрепятствование осуществлению правосудия. Отсидел шесть лет. В 2014 году бывший премьер Израиля Эхуд Ольмерт был приговорен к шести годам тюремного заключения за взяточничество и коррупцию.

В заключение

США выгоден ирано-израильский конфликт, который в любой момент может быть использован американцами в качестве предлога для нанесения массированного ракетного удара по Ирану. В Пентагоне на этот случай прорабатываются все необходимые сценарии. Обстрелы Израилем иранских военных баз в Сирии являются провокацией, цель которой — вынудить Тегеран на применение тактического арсенала, что, возможно, и станет триггером для нанесения США ударов по Ирану в целях защиты своего израильского союзника.
Читайте также
11 мая 2018
Интервью с доктором политических наук, профессором МГУ Андреем Манойло.
11 мая 2018
Интервью с ведущим научным сотрудником Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН и Международного учебно-научного центра корееведческих исследований Института стран Азии и Африки при МГУ Константином Асмоловым.
13 мая 2018
Победу на конкурсе одержала Нетта Барзилай, исполнившая песню Toy.
13 мая 2018
По мнению Маргрете Вестагер, европейская стратегия предусматривает получение энергии из разных источников.