Литовский блогер: репрессии стали обычным оружием мафиозных властей в Литве
Олег Филин
Двадцать пять лет назад, 14 мая 1993 года, Литва стала членом Совета Европы — организации, чья цель заключается в защите прав человека и поддержке демократии. Но спустя четверть века Литовская Республика больше напоминает Северную Корею. Правящие круги буквально открыли охоту на журналистов, общественных деятелей и политиков, которые выступают против властей, указывая на их явные провалы, огрехи и преступления. Так, например, за пост в Facebook в этой стране — члене Совета Европы можно на два года угодить в тюрьму. В годовщину вступления Литвы в организацию аналитический портал RuBaltic.Ru пообщался с литовским блогером Симонасом ЗАГУРСКИСОМ о том, как в республике соблюдаются права человека, в частности право на свободу слова:
— Г‑н Загурскис, СМИ сообщали, что Вы прибыли в Литву из Великобритании в апреле 2018 года, были арестованы на семь дней и теперь не можете покинуть страну из-за открытых против Вас уголовных дел. Вы могли бы подтвердить или опровергнуть эту информацию?
— Всё верно. До приезда в Литву в течение семнадцати лет я жил в Великобритании, где был недосягаем для литовских спецслужб. В январе этого года в Литве против меня открыли уголовное дело, также спецслужбам было выдано разрешение на мой арест. Всего этого я не знал, когда летел в Литву. Я планировал провести в стране не более пяти дней, но застрял надолго.
Литовские правоохранители знали, что действие моего паспорта истекает и я буду в Литве, чтобы поменять документ. Я прилетел, меня арестовали и посадили в тюрьму. Также у меня изъяли документы, компьютер, мобильный телефон и т. п. Через семь дней меня отпустили на свободу, но покинуть страну я не могу из-за отсутствия документов.
Более того, я чувствую себя в Литве иностранцем. Без паспорта мои права серьезно ограничены: обращение в больницу или официальная аренда жилья превращается в настоящую проблему.
— Не могли бы Вы подробнее рассказать, как попали в эту ситуацию?
— Полтора года назад я опубликовал на своей странице в Facebook пост об участии снайперов в вильнюсских событиях в январе 1991 года. Снайперами были бывшие солдаты-литовцы, которые воевали в Афганистане. Я написал, что вильнюсские события были организованы американскими консультантами по связям с общественностью из фирмы Edelman.
Причем почерк организаторов вильнюсских столкновений был похож на то, что затем случилось на киевском Майдане, в Ливии, Гватемале, Чили и других странах. То есть вильнюсские события были PR‑проектом.
Снайперам пообещали заплатить по тысяче долларов за ночь работы. В реальности им заплатили всего по двести долларов. Литовцы, которые были так или иначе вовлечены в случившееся, говорили, что некоторые стрелки покончили жизнь самоубийством из-за давления (вероятно, со стороны организаторов столкновений).
В ночь на 13 января 1991 года снайперы стреляли с крыш домов. Мне неизвестно, сколько их было. Перед стрелками не стояла задача убить кого-то определенного — им просто приказали стрелять в толпу. Напротив снайперов находились солдаты Советского Союза. В итоге столкновение было устроено так, чтобы зарубежные СМИ, в частности BBC и CNN, сняли, как советские танки якобы давят протестующих литовцев. Так события той ночи в Вильнюсе были срежиссированы и показаны миру через СМИ.
На своей странице в Facebook я написал, что вильнюсские события были проплачены, а литовское движение Sąjūdis («Саюдис») было на самом деле проектом КГБ. А также что литовские коммунисты, как только Советский Союз распался, а США предложили им деньги, перешли на сторону американцев.
Еще я писал, что, возможно, между США и Россией существовала договоренность, по которой Прибалтика должна была отойти США в обмен на сохранение влияния России на Ближнем Востоке. Всё это было спланировано 25–30 лет назад.
Я объяснял литовцам, что Литва не принимала никаких решений, а только подчинялась решениям третьих сил. В результате страну стали использовать, чтобы спровоцировать Россию на конфликт.
Разумеется, я отмечал, что это всего лишь версия, вероятность.
Мой оригинальный пост на эту тему был удален с Facebook. Однако группа хакеров «Йоркширские эльфы», подконтрольная литовским консерваторам, создала «фейковый» профиль с моими личными данными, разместила там «фейковую» статью и сообщила о ней в полицию.
— В чём заключается обвинение? Зачем Вы понадобились литовским спецслужбам?
— Литовские спецслужбы хотят использовать мое дело, чтобы показать литовцам за границей, что может случиться, если писать что-то против официальной литовской пропаганды.
Сегодня около миллиона литовцев живет в США, около 300 тысяч — в Великобритании, 200 тысяч — в Норвегии и Швеции, 50 тысяч — в Ирландии.
Мое дело — это послание литовских спецслужб литовцам за границей, чтобы помалкивали. В самой же Литве сегодня нет свободы слова. Атмосфера чем-то напоминает Северную Корею. Людей арестовывают. Не думайте, что я один такой.
Сейчас в Литве разгорается очередной скандал с участием президента страны [Дали Грибаускайте], которая приказала литовской Службе безопасности шпионить за журналистами. Есть вероятность, что мое дело также находится на прямом контроле администрации литовского президента и руководства СБ (Службы безопасности). Но я всего лишь разместил информационные утечки и написал, что с высокой вероятностью эта информация правдива.
— Как именно сформулировано обвинение?
— Меня обвиняют в глумлении (издевках, насмешках) над вильнюсскими событиями января 1991 года. Якобы я расстраиваю людей, которые пострадали тогда. Но с юридической точки зрения дело о январских столкновениях всё еще не завершено. Просто литовские консерваторы, которые нагнетают в стране русофобию, решили на правительственном уровне, что думать и писать что-либо о тех событиях незаконно.
Я только объяснил версию произошедшего. За это меня назвали «кремлевским агентом» и могут посадить на два года в тюрьму. Всё это время я не смогу покинуть Литву, при этом все мои родственники живут в Великобритании.
— Вы писали свои посты на английском или на литовском языке?
— На литовском. Еще один момент, он же ключевой: всё, что публикуется в Facebook, находится в юрисдикции и оценивается в соответствии с законами США. Проще говоря, вас не могут судить за пределами Америки. Но в Литве это происходит.
— В последнее время аресты и случаи преследования по политическим мотивам в Литве участились. На Ваш взгляд, у всех этих случаев одна природа? Кто в основном страдает от преследований?
— Даже лидер литовской правящей партии был обвинен в связях с Россией.
Существует секретный список, в который включены две-три тысячи литовцев, которые живут в США. Если они приедут в Литву, их могут арестовать, как арестовали меня. Сегодня в стране личные данные плохо охраняются. У «Йоркширских эльфов» есть связи в банках, бюро регистрации и других учреждениях. С помощью этих связей хакеры получают информацию о бизнесе, недвижимости и т. п.
Даже Дональд Трамп дал указание литовскому президенту улучшить отношения с Россией, так как Литва и Россия — страны-соседи и заинтересованы в экономическом сотрудничестве.
Официальная пресса об этом предпочла умолчать. Неудивительно: президент Литвы контролирует медиа, суды, прокуратуру и военных. Литовское большинство хотело бы нормальных отношений с Россией, Беларусью и литовцами в Англии и США.
Когда выезжаешь из страны, начинаешь понимать, что литовцам промывают мозги по поводу «российской агрессии».
— В Литве преследуют политиков, журналистов, общественных деятелей. Все эти дела — звенья одной цепи?
— Нужно понимать, что Литвой сегодня управляет мафиозная группировка. Небольшая группа людей из числа литовской консервативной партии, которая имеет всего 12% поддержки в обществе и при этом контролирует СМИ, военных, суды, полицию и другие силовые структуры. Все эти люди — бывшие агенты и шпионы КГБ. Если ваша позиция расходится с позицией этой мафии, вы автоматически становитесь «агентом Кремля».
Россия с высокой вероятностью может предоставить компромат на членов этой группировки. Понимая угрозу, консерваторы называют все выпады в свой адрес «фейками». Однако с этой группой влияния связаны очень странные вещи.
В советские времена функционерам, подобным Витаутасу Ландсбергису, разрешалось выезжать в Англию, Индию и другие страны. А литовский министр иностранных дел, ярый противник России Линас Линкявичюс был лидером комсомола.
Два года назад военные расходы Литвы составляли 0,7% ВВП страны. Сегодня — уже 2%. В ближайшем будущем, вероятно, они увеличатся до 2,5% из-за опасений по поводу «русской агрессии».
На самом деле Америка и Германия отправляют в Литву устаревшее вооружение, Литва его оплачивает и отправляет на Украину. Это танки, ракеты, различное оборудование. Литва помогает Украине воевать в Донбассе, фактически спонсируя украинскую армию. В самой же Литве тюрьмы находятся в ужасном состоянии, зарплаты и пенсии очень низкие. Но если ты об этом напишешь, то можешь оказаться под следствием и в тюрьме.
Против меня возбуждено три дела. И все они связаны с публикациями о бывших агентах КГБ. Речь идет о людях, которые «перекрасились» и работают за деньги на того, кто готов платить.
Буквально вчера у меня был допрос по одному из дел. Журналист — агент КГБ в советское время сопровождал баскетбольную команду Kauno Žalgiris и шпионил за ней. Все об этом знали. Но теперь этот человек жестко проамериканский. Он говорит, что ничего не знает, ненавидит Россию и всё в таком же духе… Я опубликовал информацию и был вызван в суд, чтобы признаться, что такого не было, что журналист не агент КГБ.
Скоро в Литве будет еще один скандал. В нём замешан президент страны. 2,4 тысячи литовских паспортов были проданы югоафриканским евреям, которые никогда не приезжали в Литву и не говорят по-литовски. Якобы за это Литва получит поддержку Израиля.
— Зачем партия консерваторов занимается всем этим? В чём заключается их цель?
— Их спонсируют определенные круги в США, литовские консерваторы действуют в интересах этих групп. След, вероятно, ведет к офису Хиллари Клинтон. Я считаю, что консерваторов контролируют лица, связанные с Клинтон. При этом литовские консерваторы ненавидят Трампа.
Миссия этой группы заключается в проведении антироссийской, антибелорусской и антипольской политики. Сами они хотели бы установить в Литве режим, подобный тому, что был в Албании тридцать лет назад, и взять под контроль действующее литовское правительство.
Никто в стране не понимает, как партия, набравшая 15% голосов на выборах, контролирует 60% литовской экономики. Но они действительно отдают приказы и управляют страной.
Статьи, из-за которых меня арестовали, как раз об этом и рассказывают. Консерваторы имеют поддержку большого бизнеса. Действующее правительство имеет поддержку общества, но находится под давлением и не имеет влияния на многие сферы жизни страны — главным образом из-за коррупции.
Самое смешное, что бизнесмены на Западе хотели бы установления нормальных отношений Литвы с Россией. К примеру, из-за российского эмбарго литовский экспорт значительно сократился, хотя Литве было бы выгодно сотрудничать с Россией.
Та же история с терминалом СПГ. Литва арендует корабль и закупает в Америке газ, который на самом деле добывается в Бахрейне или Саудовской Аравии. Россия могла бы продавать Литве газ намного дешевле. Но из-за политических мотивов литовцы в два-три раза переплачивают.
Консерваторы же никаким бизнесом не занимаются, но имеют силу. Они не хотят «потепления» в отношениях с Россией, потому что это сделает их ненужными.
Консерваторы утверждают, что Литва должна поддерживать Украину и вести антироссийскую пропаганду. В то же время тысячи украинских водителей и строителей работают в Литве. Все эти люди разговаривают, конечно, не на литовском, а на русском языке. Это выглядит просто смешно.
Люди из мирных регионов Украины приезжают в Литву и попадают под государственную программу помощи «пострадавшим от войны». На всё это Брюссель выделяет деньги. В это время литовские политики открывают офшоры, через которые помощь «пострадавшим» украинцам уходит в нужные карманы.
Зачем это нужно США? Америка боится, что немецкие технологии соединятся с российскими ресурсами. Прибалтика в этой истории — буферная зона между Востоком и Западом, на которой две супердержавы воюют друг с другом чужими руками.
— Изменится ли ситуация в Литве после президентских выборов?
— Нет. Правящая в Литве группировка — это мафия. Для них законы не писаны, а их цель — обрести абсолютный контроль в Литве. При этом сама страна для них не так уж и важна.
Что-либо изменить могут только литовцы, которые живут за границей. Они публикуют информацию о коррупции и хотят остановить русофобию, чтобы восстановить отношения с Россией, Беларусью и другими соседями Литвы. Увы, альтернативные литовские СМИ в нынешних условиях возможны только за границей, где литовские спецслужбы их не могут закрыть.
К примеру, мои публикации оказывали определенное влияние на литовскую политику. Когда я написал о коррупционном скандале: литовские чиновники воровали деньги ЕС, — многие должностные лица лишились своих мест, некоторым и вовсе было запрещено работать в государственных структурах.
— 14 мая 1993 года Литва стала членом Совета Европы — организации, чья цель заключается в защите прав человека, поддержке демократии и т. п. На Ваш взгляд, современная Литва придерживается базовых принципов и идей Совета Европы?
— Конечно, нет. Нынешняя Литва никаких правил и норм не придерживается.
В Литве установился режим, чем-то похожий на сталинский. Страна выплачивает огромные компенсации и штрафы жертвам этого режима, когда Страсбургский суд принимает решение не в пользу государства. Литва расплачивается деньгами налогоплательщиков.
— Значит ли это, что западные страны закрывают глаза на нарушения прав человека в Прибалтике, потому что не хотят лишиться преимуществ, которые им дают республики? Почему официальная позиция Запада не звучит?
— Во-первых, потому, что факты нарушений скрываются. Люди просто сидят в тюрьмах, а иногда система от них и вовсе избавляется. В редких случаях журналистов убивают или они бесследно исчезают.
В большинстве случаев люди оказываются под следствием и платят огромные штрафы, которые им не по карману. Затем их просят раскаяться. Если они соглашаются, их оставляют в покое.
— На Ваш взгляд, ситуация в ближайшем будущем сможет измениться?
— Такая возможность есть. Для этого правительство должно взять под контроль прокуратуру, военных и судей. Но вряд ли ему это удастся.