«Нежелательные поляки»: польским властям напомнили о соотечественниках в Литве
Сергей Широколобов
Польская общественность все чаще возмущается политикой властей из-за пренебрежения интересами соотечественников в Восточных Кресах. Политолог Кшиштоф Балиньский в статье «Нежелательные поляки» отметил, что после 1989 года Варшава всегда «поворачивалась спиной» к полякам, оказавшимся по разным причинам за пределами родины. Особое внимание политолог уделил незавидному положению поляков в Литве.
«Глядя на действия партий "Право и справедливость" (ПиС) и "Гражданская платформа" (ГП), складывается впечатление, что проживающие за границей поляки являются для них обузой. Для одних потому, что мешают в "примирении" с литовцами, украинцами и евреями. Для других потому, что они препятствуют реализации подозрительных геополитических комбинаций», — пишет Балиньский.
Политолог подчеркнул, что соотечественники на чужбине воспринимаются как вынужденное зло, которое не нужно поддерживать. А если те совсем утратят свою национальную идентичность, то тем лучше — меньше хлопот.
Сотрудничество с поляками за границей затрудняет то, что зачастую Польшу представляют дипломаты, не связанные с польскими национальными традициями и «проявляющие аллергию на все польское». При этом польский МИД особенно «тонко» отбирает кадры на востоке.
«Тамошняя команда дипломатов — это полный провал. Таких послов там не видели даже во времена Бронислава Геремека (глава МИД Польши в 1997–2000 годах — прим RuBaltic.Ru). Их "изящная" дипломатия заключается в воплощении в жизнь доктрины Геремека, в которой борьба за права польского меньшинства — это проявление конфликтного и архаического национализма. А чувствительность, притом глубокую, они демонстрируют в отношении непольских народов, хотя бы крымских татар, но никогда в отношении поляков», — подчеркивает Балиньский.
Так, посол Польши в Литве Урсула Дорошевская пыталась надавить на Михала Мацкевича, чтобы тот не выдвигал свою кандидатуру на пост председателя Союза поляков Литвы. Кроме того, она оказывала давление на председателя литовского Сейма, чтобы Мацкевича наказала парламентская комиссия по этике. В глазах жителей Виленщины Дорошевская скомпрометировала себя уже в самом начале своей миссии.
«Посол Речи Посполитой в стране, где живут сотни тысяч польских автохтонов, так определила свои приоритеты: "Безопасность и оборона — это главные вопросы в польско-литовских отношениях". <...> Другим приоритетом она признала "военное сотрудничество", хотя в той же речи сама призналась, что оно сводится к защите литовского неба польскими ВВС», — рассказывает польский политолог.
Таким образом, сразу становится ясно, что ни сами поляки в Литве, ни их права не занимают никакого места в иерархии приоритетов Дорошевской, ведь польские войска защищают воздушное пространство другого государства и вдобавок за это платят!
Балиньский подчеркивает, что на самом деле миссия Дорошевской заключается в следующем: принуждение поляков, чтобы те молча лишились своего национального облика, разграбление их земель и искоренение польского языка в школах.
Политолог также обращает внимание на то, что при всем этом Дорошевская обеспокоена не притеснением соотечественников в Литве, а судьбой крымских татар, которых нынешняя российская власть якобы «лишила земли и уничтожила их достижения в области образования».
В то же время литовские власти с момента провозглашения независимости проводят политику по дискриминации польского меньшинства.
Так, Витаутас Ландсбергис в течение многих лет словом и делом вредил полякам в Литве, отравлял литовско-польские отношения, являясь «фанатичным поляконенавистником» и «самым большим антипольским мерзавцем».
В число антипольских ходов Ландсбергиса, с точки зрения политолога, входят: очернение Армии Крайовой за якобы коллаборационизм с гитлеровцами; приравнивание поляков к колонизаторам и оккупантам Виленщины; роспуск польских самоуправлений под предлогом их сотрудничества с Советами.
Будучи депутатом Европарламента, Ландсбергис заявил: «Виленщина является отсталым краем, в котором все еще действует советская власть, а ее воплощением является правление Избирательной акции поляков Литвы».
По мнению Балиньского, независимо от того, кто правит в Литве, в вопросе прав польского меньшинства там всегда побеждает надпартийный вариант националистов. При этом со времен тандема Ландсбергис — Геремек варшавские элиты сразу же отказали в поддержке своим соотечественникам в Литве:
«Они закрывали глаза на несоблюдение Литвой положений двустороннего договора и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. Их не беспокоило удаление следов польскости. Они не реагировали, когда мэр Вильнюса возмутился тем, что в Кафедральном соборе может быть проведена святая месса на польском языке. Они терпели историческую политику Литвы о преступлениях польских оккупантов Великого княжества Литовского», — пишет политолог.
Между тем в Варшаве признали нарратив литовской стороны о том, что представители польского меньшинства являются «русскими агентами». В такой ситуации для сохранения своей идентичности местные поляки были вынуждены лавировать между литовским правительством и геремековской дипломатией.
Балиньский считает, что полякам пришлось вступать в различные формы сотрудничества с другими национальными меньшинствами, начиная от татарского, белорусского и караимского и заканчивая некоторыми российскими организациями.
«Тактический союз с русскими — ответ на политику Литовского государства, которое после обретения независимости заявило, что в Литве нет поляков, есть только ополяченные литовцы», — подчеркивает он.
При этом политолог указывает, что поляки живут в польском пространстве, но вынуждены пользоваться лишь связями с русскоязычным пространством (но не российским), потому что это для них менее токсично и менее враждебно, чем литовское пространство.
Говоря о «русском культурном пространстве», следует напомнить, что в 1990-е годы в Литве прекратили ретрансляцию TVP1 (канал польского государственного ТВ — прим RuBaltic.Ru), в то время как белорусский канал Белсат был запущен польскими структурами против «режима Лукашенко».
Последний точно был для поляков в сто раз лучше, чем «режим Ландсбергиса».
При этом мы имеем своего рода курьез — польский МИД финансирует телевидение, выделенное белорусской оппозиции для отстранения от власти президента государства, с которым Польша поддерживает дипломатические отношения.
Балиньский констатирует, что в данный момент международное положение Польши является чрезвычайно сложным, происходят опасные для ее интересов геополитические изменения.
В такой ситуации «польскую восточную политику трудно даже назвать наивной — это попросту идиотизм».
«Польшу раз за разом обыгрывает маленькая Литва, а "теоретическое государство" Украина диктует содержание решениям Сейма. Такая жалкая политика была уже при Лехе Качиньском (президент Польши 2005–2010 гг. — прим. RuBaltic.Ru). Достаточно вспомнить миллиарды государственного "Орлена", утопленные в нефтеперерабатывающем заводе в Мажейкяе», — отмечает политолог.
Он напоминает, что Польша участвует в проекте Rail Baltica, который заканчивается в литовской Клайпеде — порте, конкурирующем с польскими портами; спонсирует энергетическую инфраструктуру, на которой зарабатывает Литва, экспортируя электроэнергию в Польшу; бесплатно защищает воздушное пространство Литвы, однако поляки платят за использование литовской базы в Шяуляе.
Тем временем эксперты из проправительственного издания Gazeta Polska предлагают просто «переждать литовские капризы».
«Так мы ждем уже 30 лет, а литовцы так же убеждены, что лохам в Варшаве можно устроить любое унижение, а полякам на Виленщине любое притеснение», — отвечает им Балиньский.
Следует отметить, что тема поддержки соотечественников за границей и, прежде всего, в Литве в последнее время начинает все больше волновать польских правых, националистов и польский социум в целом. И в этом контексте появление статьи Кшиштофа Балиньского на портале Polish Club Online, основанном представителями польской диаспоры в США, не случайно.
Часть польского общества очень недовольна восточной политикой правящих элит и ждет от них нового внешнеполитического курса, направленного на защиту интересов проживающих за пределами Польши соотечественников.