Убийства украинцев в Павлокоме: преступление или акция возмездия?
Сергей Широколобов
В польском селе Павлокома 3 марта состоялись поминальные мероприятия, посвященные годовщине убийства его украинских жителей, совершенного в 1945 году подразделением Армии Крайовой и местными польскими ополченцами. Украинская сторона была представлена на самом высоком уровне: присутствовали глава МИД Павел Климкин, посол Андрей Дещица и руководители ряда областей Украины. Польскую сторону представляла лишь Эва Лениарт — глава Подкарпатского воеводства, на территории которого находится село. И хотя на мероприятии обе стороны много говорили о примирении и общей истории, в реальности события в Павлокоме совершенно по-разному трактуются в польской и украинской историографии.
Версия украинских историков
Согласно украинскому историческому нарративу, во время польско-украинской войны 1942–1947 годов поляки жестоко убили в этом населенном пункте 366 украинских мирных жителей, среди которых было 157 женщин и 59 детей в возрасте до 14 лет. Село Павлокома считалось преимущественно украинским: перед войной в нём проживали 1 190 украинцев и 170 поляков. К январю 1945 года население насчитывало 735 украинцев и 366 поляков. При этом украинцы «находились под влиянием Организации украинских националистов (ОУН) и симпатизировали восстановлению независимости», в то время как поляки крайне неблагосклонно относились к подобным устремлениям своих соседей.
21 января 1945 года вооруженное подразделение численностью 60 человек похитило из села семерых поляков и одну пропольски настроенную украинку, которые исчезли при невыясненных обстоятельствах. И хотя местные поляки решили, что похищение осуществил отряд Украинской повстанческой армии (УПА, организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru), украинские историки, в частности историк Евген Мисыло, утверждают, что это была спецгруппа НКВД, так как, по воспоминаниям выживших, «в окрестностях Павлокомы действовали подразделения НКВД и случалось так, что отделы Армии Крайовой (АК) принимали их за УПА».
Следовательно, с точки зрения украинских историков, НКВД осуществил провокацию, чтобы натравить поляков на украинских жителей села.
3 марта 1945 года нерасформированное подразделение Армии Крайовой во главе с поручиком Юзефом Биссом (псевдоним «Вацлав») вошло в Павлокому и осуществило акцию возмездия. По дороге к центру села поляки начали стрелять во всех попадавшихся на пути украинцев, включая женщин и детей. Испуганные жители попытались укрыться в церкви, которая стала местом отбора жертв: украинцев здесь подвергали допросам, пытали, а некоторых сразу убивали. Пол и стены помещения были залиты кровью, а грекокатолического священника подвергли издевательствам: «…сначала его лошадьми волокли вокруг церкви, обмотали колючей проволокой и до смерти забили цепями».
Нападавшие заставили своих жертв выкопать три глубоких ямы на кладбище, непосредственно возле которых и происходила казнь. Там по очереди расстреливали мужчин, женщин и детей, тела которых сбрасывались в ямы. Казни избежали только малые дети: девочки до семи лет и мальчики до пяти лет. Кроме того, командир отряда «Вацлав» помиловал часть детей и женщин, которым он приказал идти «за Збруч, на Украину». Поляки из Павлокомы и окрестных сёл принимали активное участие в уничтожении своих украинских соседей, а также в разграблении их имущества. В 2006 году президентами Лехом Качиньским и Виктором Ющенко в селе был открыт памятник с надписью: «Вечная память 366 жертвам, трагически погибшим 1–3 марта 1945 в селе Павлокома».
Точка зрения польской стороны
Следует отметить, что многие в Польше не согласны с подобным историческим нарративом. Так, во время посещения главой украинского МИД Павлом Климкиным поминальных мероприятий в польских социальных сетях даже появились комментарии: «За Павлокому не извиняемся!» В целом в польской историографии превалирует несколько иная точка зрения на эти события.
В частности, в польских источниках делается упор на то, что в селе постоянно активно действовали украинские националисты и многие его украинские жители придерживались националистических убеждений. Еще перед войной в Павлокоме проходили тайные встречи местных членов и сторонников ОУН, четверо их них были арестованы, а в доме учителя Николая Левицкого, где проходили собрания, были найдены антипольские материалы.
Во время немецкой оккупации десять украинцев из села вступили добровольцами в дивизию СС «Галичина», также местные поляки обвиняют украинцев в сдаче в лагерь Освенцим трех поляков и одной пропольски настроенной украинки и в расстреле Юзефа Михалика, члена Армии Крайовой.
«Никто не говорит о том, чем было это село. Обращаю внимание в этом вопросе на две вещи. Во-первых, в Павлокоме до войны настоятелем был Михайло Гук, впоследствии настоятель в селе Искани, трое сыновей которого были офицерами УПА, а сразу за ним Василь Шевчук, который был капелланом Перемышльского куреня УПА и который лично принимал участие в боевых действиях против польских сёл и в убийствах поляков. Во-вторых, уже после умиротворения Павлокомы, как украинские публицисты утверждают, 41 житель этой деревни далее действовал в сотнях УПА в 1945–1947 годах. Это только показывает, чем было это село», — заявил в интервью Radio Maryja историк и общественный деятель Анджей Запаловский, являющийся наиболее последовательным критиком украинского повествования о событиях в Павлокоме.
К моменту похищения в январе 1945 года семерых поляков и украинки в окрестностях села активно действовали отряды УПА, которые осуществили ряд жестоких нападений на соседние населенные пункты. В такой ситуации собрания поляков в Павлокоме, где обсуждалось исчезновение односельчан, превратились в антиукраинские митинги, во время которых жители вспоминали всю предыдущую деятельность украинских националистов и их преступления в соседних селах.
Усилению антиукраинских настроений также способствовало присутствие беженцев с Волыни. В конце февраля состоялось совещание с участием поляков из Павлокомы, членов самообороны из окрестных сел и представителей Армии Крайовой, где было принято решение о проведении акции возмездия против украинцев.
Во время акции отрядами самообороны было задержано при попытке к бегству несколько вооруженных украинцев, которые были дезертирами из немецкой вспомогательной полиции, а затем стали членами УПА. Также в церкви и соседних домах были найдены оружие и боеприпасы. При этом члены отряда «Вацлава» отрицают, что в Павлокоме происходило убийство женщин и детей, утверждая, что расстреливали только мужчин, после того как им задавались вопросы о том, где похоронены похищенные из села поляки.
Большому сомнению в польских источниках подвергается и цифра в 366 жертв, которая называется украинской стороной. По мнению солдат, участвовавших в усмирении Павлокомы, вырытые ямы были не в состоянии вместить такое количество тел; по их утверждениям, было расстреляно около 120–150 украинцев.
К цифре в 150 убитых склоняется и польский историк Здзислав Конечный, который обвиняет украинцев в фальсификации именного списка жертв. Эту цифру подтверждает и историк Анджей Запаловский.
«В ответной акции в Павлокоме (дело, связанное с ранее осуществленным убийством солдат АК и солтыса (сельского старосты — прим. RuBaltic.Ru), тела которых украинцы не отдали по требованию местной АК) погибло до 150 человек, а не 360. Писал об этом д‑р Здзислав Конечный в книге “Было такое время. У истоков ответной акции в Павлокоме” (Перемышль, 2005). На основании моих разговоров с людьми, которые принимали участие в этой акции, со всей ответственностью подтверждаю эту цифру. Людей расстреливали после предварительного слушания перед специальной комиссией», — написал Запаловский на своей странице в «Фейсбук».
Запаловский также призывает провести эксгумацию в Павлокоме, чтобы «раз и навсегда покончить с манипуляцией фактами».
Последствия акции в Павлокоме
Украинские жители села подали жалобу советскому коменданту в Санок, в результате чего тот отправил в Дынув отряд НКВД, арестовавший 282 поляков. Но только 82 из них в конечном итоге были подвергнуты заключению сроком на четыре месяца. В свою очередь, польские власти задержали по этому делу еще несколько человек, которые были осуждены на короткие сроки заключения и выпущены на основании амнистии.
13 мая 1952 года в связи с другим делом об убийстве советского солдата подразделение Министерства общественной безопасности задержало во Вроцлаве Чеслава и Мариана Спута. В ноябре того же года в их деле появляется информация о том, что они подозреваются в участии в «массовом убийстве лиц украинской национальности в населенном пункте Павлокома», как и ранее задержанные Роман Твожидло и Антоний Герули. Позже обвинение по этому делу также было предъявлено поручику Юзефу Биссу.
17 августа 1953 года Воеводский районный суд в Жешуве приговорил Романа Твожидло к 15 годам заключения, в частности, за непосредственное участие в «акции по уничтожению украинского населения в Павлокоме». Такое же наказание получил Чеслав Спута. Мариан Спута был осужден на восемь лет, Антоний Герула — на четыре года и шесть месяцев тюрьмы. Юзеф Бисс не был признан виновным в совершении преступления. 30 августа 1956 года Верховный суд отменил приговор, вынесенный вышеупомянутым лицам, и на следующий месяц все они покинули исправительные учреждения.
Акция в Павлокоме не остановила отряды УПА от последующих нападений на польское мирное население, осуществленных в дальнейшем в селах Улюч, Яворник Руски и Боровница (более 60 погибших) и в других окрестных населенных пунктах.
В ночь с 4 на 5 октября 1945 года УПА атаковала Павлокому, убив несколько десятков поляков, а в феврале 1946 года похитила и убила еще несколько проживавших в селе поляков. Эти действия были представлены как возмездие за убийства украинцев.
Версия о провокации НКВД
Как уже было сказано выше, украинские историки усиленно продвигают версию о том, что польских жителей села похитил отряд НКВД, который таким образом спровоцировал поляков на ответную акцию возмездия. Однако подобные измышления не находят понимания у польской стороны.
«Украинцы утверждают, что этих солдат АК в Павлокоме забрал НКВД. У меня есть аудиозапись свидетеля, который поименно называет тех, кто похищал этих аковцев. Конечно, местные жители, украинцы», — пишет на своей странице в «Фейсбук» историк Анджей Запаловский.
Кроме того, в польской «Википедии» отмечается, что именно присутствие советских солдат некоторое время защищало от нападений всех жителей села независимо от их национальности.
«В Павлокоме находилась воинская часть, специализирующаяся на подготовке телеграфистов и радистов, которая одинаково защищала как украинское население от возможных ответных атак со стороны польского подполья, так и польское население от возможного нападения УПА», — сообщается в польской «Википедии».
Советское подразделение находилось в селе до января 1945 года, и именно после его ухода произошло похищение польских жителей села, а до этого момента не было зафиксировано никаких подобных инцидентов.
В целом нарратив об отрядах НКВД, которые выдавали себя за подразделения УПА и, совершая преступления в отношении поляков, таким образом провоцировали тех на ответные действия против украинцев, является типичным для нынешней украинской историографии. Мифы об энкавэдэшниках, переодевавшихся в бандеровцев, вовсю штампуются современными украинскими псевдоисториками.
Следует, однако, отметить, что подобное повествование вряд ли будет поддержано польской стороной, так как в польских архивах нет ни одного документально зафиксированного случая переодевания сотрудников НКВД в обмундирование УПА.
В то же время в польских источниках имеется множество свидетельств очевидцев, сообщающих о прецедентах, когда бандеровцы совершали жестокие преступления, будучи одетыми в советскую военную форму, в форму сотрудников НКВД либо представляясь советскими партизанами.
Активизация украинской дипломатии на польском направлении
Присутствие столь представительной украинской делегации на поминальных мероприятиях в Павлокоме свидетельствует о том, что Киев настроен более активно действовать на польском направлении. Накануне своего визита в Польшу министр иностранных дел Павел Климкин также выступил с заявлением по поводу польско-украинских отношений, в котором отметил, что в истории таких сёл, как Павлокома, «было не одно и не десять». Кроме того, он обвинил поляков в однобоком видении истории, так как украинскую сторону они рисуют исключительно черными красками, а польскую представляют как «белую и пушистую».
10 марта, когда отмечалась годовщина резни в Сахрыни, Климкин снова обратился к польской стороне:
«Эти факты (Сахрынь и Павлокома — прим. RuBaltic.Ru) никак не вписываются в новую историческую концепцию польского правящего политикума, согласно которому Украинская повстанческая армия объявляется преступной организацией, а Армия Крайова остается чистой и непорочной», — резюмировал Климкин.
В последнее время Варшава резко усилила свое давление на Киев, увязав дальнейшее сотрудничество с Украиной с ее отказом от героизации ОУН-УПА. В частности, сильным ударом для украинского руководства стали поправки к закону об Институте национальной памяти, предусматривающие уголовную ответственность за отрицание преступлений украинских националистов. Вероятно, всё это спровоцировало ответную активность Киева, который решил перейти от обороны к нападению. И именно этим объясняются столь резкие выпады Климкина в сторону Польши. Тем не менее можно спрогнозировать, что в данном случае любое действие Украины вызовет ответные действия противоположной стороны, а у польских историков всегда найдется чем ответить своим украинским коллегам.