Политика Политика

Насколько сильно информационное влияние России в Беларуси

Минск будет укреплять информационный суверенитет. Об этом было заявлено во время совещания по вопросам информационной безопасности у президента Беларуси. Александр Лукашенко отметил, что республика находится на пересечении информационных потоков и «простреливается» со всех сторон. Среди мер, призванных укрепить белорусский информационный суверенитет, предполагается создание белорусского информационного канала, аналогичного ВВС или Euronews, а также увеличение белорусского контента на телевидении до 30%. Многими наблюдателями эти решения были интерпретированы как направленные на сокращение информационного присутствия России.

По мнению белорусского лидера, ситуацию с информационной безопасностью в Беларуси нельзя сравнивать с сопоставимыми по масштабам Австрией и Швейцарией, которые имеют консолидированную поддержку со стороны своих западных союзников, в то время как союзники Беларуси «стреляют в спину».

Учитывая, что совещание по информационной безопасности состоялось по горячим следам нефтегазовых переговоров с Россией, выпад о «стреляющих в спину союзниках» был воспринят как выражение неудовлетворенности официального Минска итогами этих переговоров, а укрепление информационного суверенитета призвано стать асимметричным ответом на «нефтегазовый шантаж» Москвы.

Следует отметить, что Минск неоднократно выражал неудовлетворенность тем, как те или иные российские СМИ освещают процессы, происходящие в Беларуси или белорусско-российских отношениях. На эти претензии Москва всегда отвечала, что придерживается принципов свободы слова и не может указывать СМИ, как и что им писать.

Рассогласованность подходов к информационной сфере — один из факторов напряженности в отношениях между Москвой и Минском.

Идею сокращения информационного присутствия России с энтузиазмом подхватили белорусские националистические СМИ. Так, «Еврорадио» подсчитало, что из 19 часов ежедневного вещания белорусского канала ОНТ 14 часов приходится на контент российского Первого канала. В том же материале приводится таблица с соотношением российского и местного информационного контента на трех основных белорусских телеканалах («Беларусь 1», ОНТ, СТВ).

Однако так ли уж соответствуют действительности представления о «российском информационном засилье» в Беларуси?

Телевидение

Телевидение традиционно считается наиболее подверженным российскому информационному влиянию сегментом информационного пространства Беларуси. Однако сегодня это влияние отнюдь не столь абсолютно, как было в 1990-е годы, когда Беларусь и Россия действительно жили в едином информационном поле и белорусы смотрели те же передачи, что и россияне, в том числе наблюдая за перипетиями российской политической борьбы.

В этот период в Беларуси свободно и без купюр вещали такие популярные в то время каналы, как ОРТ (Первый канал), РТР («Россия»), НТВ, ТВ-6, ТВЦ. Собственно белорусским был только один канал — БТ (ныне «Беларусь 1») — наследник советского белорусского телевидения. Также стали появляться частные кабельные каналы (например, популярный в Минске 8 канал), которые давали в основном развлекательный контент и погоды в информационном поле не делали.

Ситуация начала меняться в 2000-х, когда оригинальное российское телевидение в Беларуси было полностью заменено «гибридными» каналами, совмещающими белорусский и российский контент.

Первопроходцем стал телеканал ОНТ, вещающий на базе российского Первого канала (неслучайно и созвучие с его старым названием — ОРТ). Развлекательный контент (ток-шоу, сериалы) на нем действительно преимущественно российские, однако информационный блок — полностью белорусский, за исключением программы «Время», которую показывают в сокращенном варианте.

Аналогичным образом устроен телеканал СТВ, который заменил российское РЕН-ТВ и ретранслирует часть его программ.

Телеканалы РТР-Беларусь и НТВ-Беларусь заменяют соответственно Россия 1 и НТВ. На них сохранены российские информационные блоки, дополняемые белорусскими вставками, однако часть российских программ также постепенно заменяется передачами белорусского производства.

Что касается развлекательных, музыкальных каналов, кино и сериалов, то здесь по-прежнему доминирует русскоязычный продукт, произведенный в России.

Это неудивительно: белорусы предпочитают русскоязычный контент, а в этом сегменте белорусским производителям конкурировать с российскими весьма затруднительно как минимум в силу финансовых возможностей, да и разницы в масштабах — объем продукции, выпускаемой российской шоу-индустрией, полностью закрывает потребности в такого рода зрелищах.

Газеты

Газеты — уходящая реальность, постепенно перемещающаяся в интернет. Под российскими брендами в Беларуси выходят такие популярные издания, как «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты».

Однако, по сути, это полностью самостоятельные издания, которые проводят собственную редакционную политику, перепечатывая лишь часть российского контента.

Более того, редакция белорусской «Комсомолки» известна своими националистическими симпатиями, что соответственно отражается и на ее контенте.

Радио

С российскими корнями в Беларуси одна FM-радиостанция — «Русское радио». Есть еще радио «Мир» — белорусское подразделение вещателя СНГ.

Все остальные радиостанции — белорусские, однако русская музыка занимает значительную часть их эфирного времени, а на многих и преобладает.

Например, старейшая белорусская FM-радиостанция «Радио Би-Эй» сегодня специализируется на преимущественно русском роке 1990–2000-х годов.

В свое время белорусские власти потребовали от радиостанций выдавать в эфир 75% музыки белорусских исполнителей, однако находчивые вещатели нашли выход, выдавая российских с белорусскими корнями или когда-либо живших в Беларуси музыкантов (Алена Свиридова, Диана Арбенина, группа «Би-2» и так далее) за белорусских.

Интернет

А вот в интернете белорусский информационный контент чувствует себя вполне уверенно. Здесь белорусы предпочитают получать информацию от отечественных порталов tut.by и Онлайнер, которые позиционируются как общественно-популярные ресурсы максимально широкого охвата, однако по своим политическим предпочтениям могут быть охарактеризованы как умеренно прозападные и националистические.

Хорошо себя чувствуют в белорусском интернете и оппозиционные ресурсы, многие из которых являются частями западных сетей вещания: Радио Свобода, Еврорадио, Белсат, Наша Нива, Белорусский партизан и тому подобное.

Байнет сегодня существует как вполне самостоятельная реальность, довольно отличная от Рунета, хотя и не изолированная от него.

В качестве условно российского интернет-СМИ может рассматриваться белорусская версия «Спутника», которая, однако, проводит вполне самостоятельную редакционную политику. С «пророссийской» информационной повесткой выступают белорусские порталы «Телескоп» и «Чеснок», которые, однако, существенно проигрывают по популярности tut.by или Онлайнеру.

Таким образом, в Беларуси вполне сложилось собственное информационное пространство.

Да, оно остается тесно интегрированным с российским, что неудивительно, учитывая культурную и языковую близость двух стран. Попытки более глубокого информационного обособления будут носить явно искусственный характер.

Читайте также
8 февраля 2020
Российские компании не могут предоставлять Беларуси нефть со скидкой, НПЗ республики будут получать сырье на коммерческих условиях. Об этом сообщил замглавы администрации президента России Дмитрий Козак по итогам переговоров лидеров двух государств Владимира Путина и Александра Лукашенко в Сочи.
13 февраля 2020
Польша всегда старалась поддерживать основы белорусской государственности и развитие гражданского общества, а не режим президента страны Александра Лукашенко. Об этом в статье для издания Rzeczpospolita написал экс-посол Польши в Беларуси Лешек Шерепка.
12 февраля 2020
Утверждения о том, что президент России Владимир Путин якобы предлагал белорусскому коллеге Александру Лукашенко объединить два государства и создать сверхдержаву, не соответствуют действительности. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
10 февраля 2020
Белорусские нефтеперерабатывающие заводы в 2020 году понесут вдвое большие потери из-за налогового маневра в России, чем в 2019 году.