В Беларуси нет человека, способного запустить «украинский сценарий»
Олег Филин
В Беларуси 18 февраля пройдут выборы депутатов местных советов, которые станут индикатором общественных настроений и дадут людям возможность обозначить желаемый вектор развития. О том, как проходят избирательные кампании, какие вопросы стоят на повестке дня и почему в Беларуси не может повториться украинский сценарий, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказала кандидат в депутаты местного совета по избирательному округу №37 от Либерально-демократической партии Беларуси, партнер в адвокатском бюро «АдвокатГрупп» Анна КЕЛЛЕР:
— Г‑жа Келлер, Вы уже не первый раз принимаете участие в избирательной кампании. В 2016 году Вы баллотировались в депутаты Национального собрания Республики Беларусь, в этом году — в депутаты местных советов. В чём, на Ваш взгляд, заключается особенность текущей избирательной кампании?
— Явных особенностей нет. Во время кампаний в местные советы многие люди приходят к кандидатам со своими конкретными пожеланиями, проблемами, чаяниями и надеждами, чаще обсуждаются вопросы узконаправленные. Людей на уровне областей, малых, больших и средних городов волнуют одинаковые типовые вопросы: жилищно-коммунальная сфера, дороги, социальное обеспечение, медицинское обслуживание. То есть явной специфики нет: люди хотят улучшения уровня жизни.
Деятельность депутатов парламента Беларуси в большей степени предполагает законотворчество, а депутат местного совета — это скорее посредник между народом и исполнительной властью на местах.
Когда я баллотировалась в парламент, в моем округе явных запросов на законотворческую деятельность от населения не было. Нынешняя кампания для меня проходит более активно, чем парламентская. Не знаю, с чем это связано. Возможно, уровень политической сознательности и активности у людей становится выше. Во всяком случае, мне хочется так думать.
— Какие средства агитации используются в этой кампании?
— Выступления по радио. На выборах в местные советы кандидаты не используют телевизионное вещание, как это происходит во время выборов в парламент. Пикеты, в силу климатических условий, большим успехом не пользуются: зима, людей на улице мало. Хорошо проходят встречи с избирателями на местах.
Я знаю, что практикуется поквартирный обход избирателей. Этот метод на сегодняшний день наиболее действенный. Опять же, если бы выборы проходили весной или летом, то пикеты также имели бы большое значение, как это было во время парламентской кампании (выборы состоялись 11 сентября 2016 года — прим. RuBaltic.Ru).
— На Ваш взгляд, насколько важна роль депутатов местных советов в Беларуси?
— Очень важна. Мое решение стать кандидатом в депутаты местного совета было связано с тем, что у людей не хватает возможностей иметь контакт с органами исполнительной власти и быть услышанными.
В своей адвокатской деятельности, занимаясь гражданскими и хозяйственными делами, я пришла к выводу, что людям часто не хватает возможности решить свои вопросы не через суд, а через обращение к исполнительной власти. Но граждане этого делать не умеют, потому что юридически необразованны, возможно, им не хватает решительности. Поэтому людям проще прийти к депутату и чем-то с ним поделиться, рассчитывая на его помощь.
В этой связи я бы отметила, что депутаты местных советов, особенно депутаты последнего созыва, чья каденция истекает, стали более активно работать, и от этого есть польза.
— То есть основная функция депутатов местных советов консультационная? Они — своеобразный «мост» между населением и исполнительной властью?
— Я бы сказала, что они реализуют функцию посредника. Депутат местного совета, имея на руках запрос граждан, идет и представляет их, отстаивает их точку зрения перед исполнительной властью — и в большинстве случаев он будет услышан.
Кроме того, работа депутата важна в сфере продвижения государственно-частного партнерства, при вовлечении частного сектора в работу над повышением уровня жизни населения.
Сегодня всё глобальное и новое предлагает коммерческий сектор. А учитывая, что Беларусь — это развивающаяся современная страна, мы от этого никуда не денемся. Поэтому государственно-частное партнерство — это основа основ.
Исполнительная власть — это решение социальных проблем. Проблема любого местного совета заключается в недостатке средств для формирования бюджета, который бы обеспечил решение социальных проблем. И люди не получают того, чего хотят, потому что у государства нет достаточного количества денег. Мне кажется, что в ближайшие годы ситуация может измениться, особенно после введения президентом декрета №8 «О развитии цифровой экономики» 21 декабря.
— Работа депутатов местных советов оплачивается?
— Нет, это общественно полезный труд.
— На Ваш взгляд, какая тогда мотивация у кандидатов в депутаты?
— Чаще всего кандидаты в депутаты местных советов — это люди с очень высоким уровнем социальной сознательности. Это важное качество характера и личности — осознание того, что необходимо приносить пользу обществу.
— Насколько важна тема местных выборов для избирателей? Она обсуждается людьми, которые непосредственно не принимают участия в предвыборной кампании?
— Хотелось бы большей сознательности и активности от избирателей, чтобы они проявляли больше интереса и участвовали в предвыборном процессе. Это видно даже из встреч с избирателями, когда полные залы не собираются. Это несколько огорчает, потому что на таких мероприятиях поднимаются важные темы и кандидаты понимают, чего от них ждут потенциальные избиратели.
Кандидат в депутаты не должен обещать, что он самостоятельно будет менять лампочки в подъезде. Но он должен понимать, как он потребует этого от исполнительной власти.
Если кандидат или депутат знает, как вести диалог с исполнительной властью, и разбирается в законах, это значит куда больше, чем обещания уложить или отремонтировать асфальт. Потому что чаще всего дальше обещаний дело не идет.
— Молодежь проявляет интерес к местным выборам?
— Не могу сказать, что она активно вовлечена в этот процесс, но молодежь участвует. Во время прошлых и позапрошлых выборов и созывов она совсем себя никак не проявляла. Сейчас понемногу ситуация меняется.
Во всяком случае, в окружении моих близких и знакомых, у которых дети уже могут голосовать, какой-то интерес есть, пусть не очень глубокий, но он есть. Может быть, еще 2–3 года и такой молодежи станет больше.
— В Беларуси есть молодежная организация БРСМ. Ее представители, молодые ребята 20–22 лет, баллотируются в депутаты.
— Из БРСМ всегда будут кандидаты. Это активная организация, организованная, контролируемая и управляемая.
— Как Вы считаете, у этих двадцатилетних кандидатов есть шансы?
— Мне кажется, что белорусский народ предпочитает голосовать за людей более зрелого и мудрого возраста. Двадцатилетний кандидат, который еще не получил высшего образования, который не понимает, как работает механизм взаимодействия населения и исполнительной власти… В двадцать лет этому научиться просто невозможно. Столь юный возраст кандидатов избирателям пока не совсем понятен, разве что у них есть какие-то суперидеи или концепции, в которые люди верят. Но я пока такого не встречала.
— В 2016 году Вы также участвовали в выборах, но сняли свою кандидатуру. Почему?
— Исключительно по личным причинам.
— В этом году Вы намерены идти до конца?
— Конечно. На этот раз всё будет хорошо.
— Как Вы оцениваете свои шансы на победу?
— Я вижу интерес избирателей к своей персоне. Слышу об этом. Мне приходят из разных источников замечания, комментарии, но в процентном соотношении я не могу строить каких-то прогнозов.
Без ложной скромности могу сказать, что считаю себя кандидатурой новой, интересной, яркой и перспективной.
— В 2014 году на Украине местные советы западных регионов страны принимали активное участие в региональных акциях антиправительственных сил. Вы никогда не задумывались о том, возможна ли реализация украинского сценария в Беларуси?
— Я задумывалась и считаю, что такой сценарий в Беларуси невозможен.
— Почему?
— Белорусы сами по себе народ спокойный, уравновешенный, не такой вспыльчивый.
Я считаю, что на сегодняшний день расстановка политических сил в стране стабильна и у нас нет фигур, которые могли бы спокойный и терпеливый народ подвигнуть на события, подобные украинским.
Безусловно, в стране много проблем и люди хотят изменений, новизны, но всё более или менее стабильно — это надо признать. Опираясь на те или иные события, которые происходят в соседних странах, в той же Украине…
Понимаете, мы знаем эту ситуацию только с одной стороны, но не знаем, как всё происходит внутри Украины, мы ведь там не живем: хорошо это или плохо, во благо или во вред.
Я думаю, что белорусский путь — это путь постепенного, поступательного движения вперед, может быть не быстрого. Потом что сами мы, белорусы, не быстрые.