Лукашенко недоволен Москвой: три сценария развития отношений России и Беларуси
Всеволод Шимов
Информационный фон белорусско-российских отношений в начале наступившего года остается крайне напряженным. Становится очевидно, что участники Союзного государства подошли к необходимости стратегического выбора модели дальнейшего развития двусторонних отношений. Аналитический портал RuBaltic.Ru рассмотрел три сценария развития отношений Беларуси и России в новом году.
Очевидно, что негативный информационный фон белорусско-российских отношений — это результат того, что переговоры о компенсации бюджетных потерь для Беларуси вследствие налогового маневра в российской нефтяной отрасли не принесли каких-либо ясных результатов. Причем внутри Беларуси наиболее обсуждаемой темой стали не сами по себе финансовые противоречия с Россией, а то, как экономические взаимоотношения двух стран будут увязываться с перспективами политической интеграции.
Поводом для этого послужил ряд высказываний российских официальных лиц, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, сделанных в конце минувшего года. Собственно говоря, именно Медведев обозначил два основных сценария, в рамках которых могут развиваться отношения Беларуси и России в ближайшем будущем: консервативный, то есть все остается примерно так, как оно есть сейчас, либо углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства с созданием наднациональных органов, введением общей валюты, общим таможенным, визовым пространством и внешней политикой.
Правда, российский премьер не упомянул еще один сценарий, обсуждаемый довольно часто, особенно в последнее время: это «уход» Беларуси на Запад и демонтаж существующих интеграционных договоренностей.
Сценарий 1. «Уход» Беларуси на Запад
Спекуляции на эту тему не прекращаются с 2014 года, когда стали очевидны внешнеполитические расхождения между Москвой и Минском. В контексте последних событий масла в огонь подлила довольно резкая реакция белорусской стороны на российские предложения об углубленной интеграции с акцентированием темы белорусского суверенитета как непреложной ценности.
На фоне наращивания дипломатических контактов Минска с США и активной информационной кампании в западных СМИ в поддержку белорусского суверенитета и против «империалистических посягательств» России может показаться, что сценарий «ухода на Запад» не такой уж нереалистичный. Однако нельзя забывать, что возможности маневра на западном направлении для Беларуси по-прежнему крайне ограничены, поскольку там, как и раньше, воспринимают политическую систему республики как «авторитарную» и не соответствующую западным стандартам демократии и прав человека.
Показательна в этой связи наделавшая много шума в русскоязычном интернете статья Анны Эпплбаум в The Washington Post, где она называет белорусского президента Александра Лукашенко не иначе как «диктатором».
Кроме того, Западу важна белорусская государственность не сама по себе, а только как противовес России. Никакой позитивной программы, способной компенсировать разрыв связей с Москвой, ни ЕС, ни США предложить Беларуси не способны.
«Поворот на Запад» будет означать для Беларуси масштабную дестабилизацию социально-экономической и политической систем, и этого не могут не понимать в Минске. Поэтому гипотетический разворот возможен разве что в случае революционного сценария на манер украинского майдана, который, однако, в обозримой перспективе в Беларуси никак не просматривается.
Сценарий 2. Углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства
Что касается «позитивного» сценария углубленной интеграции, то и он представляется в ближайшей перспективе маловероятным. И дело не столько в пресловутом налоговом маневре, который является лишь внешним проявлением фундаментальных, структурных противоречий между Беларусью и Россией по поводу самого формата интеграции. Для белорусской стороны принципиально важно соблюдение суверенитета и равноправия сторон в рамках интеграции.
Не против этого принципа и Россия. Закреплен он и в Договоре о создании Союзного государства. Однако общего понимания этого самого равноправия у сторон, очевидно, нет. И главной проблемой здесь является крайняя неравнозначность субъектов интеграции.
Принцип формального равенства при объективном неравенстве потенциалов государств-участников — мина под любым проектом межгосударственной интеграции.
Собственно говоря, остается открытым сам вопрос: а возможно ли в принципе подлинно равноправное объединение объективно неравновесных государств либо суверенитет «малых» участников интеграции будет неизбежно размываться в пользу более сильных?
Раньше в качестве успешного примера решения этой дилеммы приводили ЕС, но сегодня очевидно, что и он не нашел удовлетворительной формулы, как объединить на равных объективно неравные государства. Сегодня ЕС находится ровно перед той же вилкой возможностей, что Россия и Беларусь: либо углубление интеграции с неизбежными «жертвами» в области суверенитета, либо стагнация или даже откат интеграционных процессов.
Сценарий 3. Сохранение имеющихся отношений между Россией и Беларусью
Учитывая вышесказанное, консервативный сценарий белорусско-российских отношений представляется наиболее реальной перспективой. Однако это не означает автоматического сохранения статус-кво, который не удовлетворяет, кажется, всех.
Так, в Беларуси в очередной раз озаботились снижением экономической зависимости от России, в том числе в сфере нефтяных поставок. Эта тема возникает всякий раз, когда в двусторонних отношениях появляются какие-то трудности.
Однако при этом забывают, что и Россия проводит точно такие же мероприятия по снижению своей зависимости от Беларуси и других евразийских партнеров.
На белорусском направлении это прежде всего снижение зависимости от нефтегазового транзита, а также от белорусских производителей в сфере ВПК (колесные тягачи для российских ракетных комплексов) или сельском хозяйстве.
Все это вовсе не означает отказа от интеграции как таковой. Однако в ее рамках стороны будут исходить исключительно из собственного, довольно узкого понимания национальных интересов, а также стремиться создать «подушку безопасности» в виде альтернативных политико-экономических связей на случай кризиса с партнерами по интеграции. Безусловно, все это превращает белорусско-российскую интеграцию в весьма проблемный и турбулентный процесс.