«Снежная встреча - 2015»: добро пожаловать или посторонним вход запрещен
Александр Носович
Литовские правые организуют в Тракае очередную «Снежную встречу» ястребов международного политико-экспертного сообщества. В повестке нынешней встречи два «проклятых литовских вопроса»: Россия и что с ней делать. Для их обсуждения пригласили и экспертов из самой России, правда, список приглашенных вызывает большие сомнения, но тут ничего не поделаешь: других российских экспертов Литва последовательно объявила персонами нон-грата.
Параллельно со «Снежной встречей» вильнюсский Центр восточноевропейских исследований, работающий на литовских консерваторов, организует «Вильнюсский форум интеллектуалов». Встречи в Тракае и форум в Вильнюсе будут проходить одновременно и 16 января сольются воедино.
Нынешняя Тракайская конференция посвящена России, хотя по большому счету ей были посвящены все «Снежные встречи». Даже в последние два года, когда они были посвящены Украине, на самом деле они все равно были посвящены России: как бы оторвать Украину и геополитически переформатировать Восточную Европу так, чтобы уберечься от «возрожденного Мордора». Такое уж место занимает Россия в мыслях и действиях литовских консерваторов: без нее они не существуют и самодостаточными не являются.
Соответственно, и в международном политико-экспертном сообществе эксперты консерваторов подбирают себе подобных. Есть две основных группы их неизменных союзников: близкие им идейно и географически русофобы из других стран бывшего соцлагеря (зачастую с таким же коммунистическим прошлым) и близкие только идейно ветераны холодной войны, мозгами застрявшие где-то во временах «звездных войн» Рональда Рейгана и уверенные, что Россия — это всё та же «империя зла», которую надо сдерживать всеми силами Свободного мира.
Только такие эксперты и приезжают на «Снежные встречи»: это не мероприятие-диалог, а мероприятие-перекличка. Чужие там не ходят.
Нынешняя встреча — не исключение. Только на этот раз на нее решили пригласить гостей и из самой России. Краткий список приглашенных «экспертов» выглядит таким образом: политики Борис Немцов и Михаил Касьянов, публицист Андрей Пионтковский, ученые Лилия Шевцова и Андрей Зубов. Рейтинги популярности упомянутых политиков составляют десятые доли процента, и не из-за неизвестности, а наоборот: свое лидерство по антирейтингам и степени отторжения российского общества Касьянов, Немцов и другие российские друзья литовских консерваторов
Публицисты и ученые подобраны под стать политикам. Например, Андрей Пионтковский, в творчестве которого соединилось все, что обобщенно называется «демшиза», утверждал и утверждает, что дома в Москве и Волгодонске взрывала ФСБ, а Путин пьет кровь чеченских младенцев (в последний год их заменили младенцы украинские). При этом за много лет последовательно разругался со всеми оппозиционными организациями московских либералов, находя их критику «кровавого режима» недостаточно радикальной. Подобный «эксперт» как раз под стать литовским консерваторам: самому великому Ландсбергису Пионтковский придется по вкусу — ведь родственные диагнозы же....
Подобные персонажи и будут рассказывать Литве о России: ничего стоящего от этих «экспертов» однопартийцы Андрюса Кубилюса и сотрудники Центра Лауринаса Кащюнаса никогда о России не узнают, никогда и ничего о ней не поймут.
Но этого и не нужно: у них в головах уже сформировался не подлежащий оспариванию образ России, и россиян в гости они подбирают на свой вкус. Чтобы поддакивали на каждом слове, произносили те же мантры и не заставляли хрупкую литовскую психику нервничать попытками противоречить.
В прошлые годы, когда литовские консерваторы были увлечены Украиной, реальная Украина их тоже не интересовала. Для них ведь это была не живая страна с 45 миллионами жителей, со своими особенностями, со своими проблемами. Для них это была составная часть этакого геополитического фэнтези: тянущийся к демократии и Европе свободолюбивый народ, страдающий от «имперских амбиций» Москвы, которому надо помочь, вырвать из-под влияния, сплотиться, взяться за руки; интересы европейской безопасности, стратегия сдерживания и т.д и т. п. Что произошло от попытки применить литовские геополитические бредни к реальной Украине, сейчас видно всем.
России в этом смысле беспокоиться не о чем: если фантазии литовских консерваторов там разделяют деятели с популярностью и влиянием уровня Немцова, Касьянова и публициста Пиотковского, то это означает, что со страной всё в порядке. От Украины на «Снежной встрече» прошлого года присутствовал малоизвестный в то время за рубежом «сладкий олигарх» Петр Порошенко, всего через несколько месяцев ставший президентом Порошенко. Но он уже тогда пользовался значительной поддержкой населения на западе Украины, а главное — был представителем правящей на самом деле этой страной олигархии. А кого в России представляет Борис Немцов? Самого себя?
Впрочем, от России в Тракае тоже будет олигарх — хоть и бывший, но самый известный. Михаил Ходорковский. Его организаторы встречи приготовили в качестве «гвоздя программы» и «свадебного генерала» — как Порошенко в прошлом году. Но и от Ходорковского участники мероприятия ничего о России не узнают — хотя бы потому, что он живет в Швейцарии.
Если бы литовские правые в самом деле хотели что-то узнать о России, то они должны были даже не отказывать в приглашениях тем, кого они пригласили, а пригласить вместе с ними и других экспертов.
Не маргиналов и не «городских сумасшедших», и даже не оппозиционеров, а лояльных и прокремлевских. И пусть бы они спорили до хрипоты и с Кащюнасом, и с Ходорковским. Поляки, кстати, часто так делают: приглашают к себе идейных оппонентов и допрашивают их с пристрастием. И потому, что надо знать врага в лицо, и потому, что в споре рождается истина.
Но мы ведь говорим не о Польше, а о Литве, а с ней такой разговор не имеет смысла.
Литва не может приглашать к себе российских экспертов — не маргиналов и не «демшизу» — по той простой причине, что всем другим российским экспертам (даже либеральным и умеренно оппозиционным) Литва и её соседки, Латвия с Эстонией, весь прошлый год запрещали въезд к себе и даже на всю территорию Евросоюза.
В этом и состоит главный парадокс нынешней «Снежной встречи»: научные мероприятия, посвященные России и с привлечением российских экспертов организует страна, которая является главным борцом и с Россией, и с российскими экспертами. Представления о России от этого соответствующие, «эксперты» — тоже.