Украина обвинила Польшу в геноциде в ответ на попытку примирения
Александр Носович
Верховная рада Украины назвала геноцидом депортации украинцев с территории Польши в 1944–1951 годах. Украинский парламент объявил 2019-й годом памяти высланных из Польши украинцев. Этот громкий жест стал своеобразным ответом украинских националистов на попытки польского МИД «перезагрузить» отношения Польши и Украины в плоскости истории. Украинская власть в очередной раз показала, что она безнадежна и в знаковых для националистов вопросах с ней разговаривать бесполезно.
Депутаты правящей коалиции Верховной рады на заседании 8 ноября проголосовали за принятие законопроекта № 8603 об ознаменовании на государственном уровне 75-й годовщины начала принудительного выселения украинцев из Польши в 1944–1951 годах.
Согласно законопроекту, выселение украинцев производилось методами военных операций против мирного населения. Депортации попирали права и свободы мирного населения, уничтожали украинское культурно-историческое наследие на территории Польши.
Поэтому Верховная рада рекомендует объявить 2019 год годом памяти высланных из Польши украинцев. По всей Украине должны быть организованы мероприятия, подчеркивающие страдания депортированных украинцев. СМИ «незалежной» снимут документальные фильмы и запишут передачи о депортациях, а украинские школы проведут уроки памяти о событиях 1944–1951 годов.
Принятый украинским парламентом документ — это образец сотворения мифологии восточноевропейского виктимного национализма, когда соседний народ объявляется источником всех бед и несчастий, свой народ провозглашается невинной жертвой, которая права всегда и во всем, а принадлежность территорий соседнего государства ставится под сомнение.
У украинских политиков была возможность напомнить о депортациях украинцев, однако не придавать законопроекту антипольский характер. Переселением украинцев занималась Польская Народная Республика — современная Польша себя ее преемницей не признает.
Достаточно было повесить всех собак на «преступный коммунистический режим» и отметить, что соседей никто ни в чем не винит: поляки, мол, тоже страдали под пятой Сталина и Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). И все — конфликт был бы исчерпан, принятый законопроект в минимальной степени повлиял бы на польско-украинские отношения.
Но нет, авторы законотворческой инициативы не только не использовали эту лазейку — напротив, они как будто специально нарывались на скандал. В преамбуле к законопроекту № 8603 говорится, что «в течение многих веков автохтонные украинцы на этих территориях испытывали постоянные притеснения и преследования от колонизаторов за свои веру, язык, землю; многочисленные человеческие жертвы, духовные и материальные потери, неоднократные принудительные выселения».
Территории Лемковщины, Надсанья, Подляшья, Холмщины, Любачивщины и Западной Бойковщины, откуда в конце и по окончании Второй мировой войны депортировали украинцев, названы «исконно украинскими землями», целью выселения — «приостановление тысячелетнего существования самой западной ветви украинства».
В конечном счете о действиях польских властей сказано, что они «по международному праву имеют признаки геноцида этнического украинского народа».
Перед нами редкостный в своей чистоте образец исторического мифотворчества в Восточной Европе. Его главные черты — гротескное раздувание одних событий и полное замалчивание других.
В принятом Верховной радой постановлении и всех поясняющих его документах ни слова не говорится о главном: депортации населения между Польшей и Украиной носили взаимный характер.
Да, из Польши в 1944–1951 годах депортировали более 700 тысяч украинцев. Но и с Украины во время и после Второй мировой депортировали 800 тысяч поляков.
Так называемый «обмен населением» многократно обсужден и осужден двумя странами, но, судя по документу украинских парламентариев, они об этой теме в польско-украинских отношениях не слышали и о депортации поляков из Львова и других городов Западной Украины понятия не имеют. Зато высылки украинцев из Польши они сравнивают с геноцидом, явно пытаясь таким способом заставить поляков закрыть тему Волынской резни.
Мифотворчество украинских национализмов — не просто враждебный жест в сторону Варшавы. Принятый Верховной радой законопроект является прямой угрозой национальной безопасности Польши.
Украинская власть провозглашает Малопольшу, Подляшье и другие польские территории «исконно украинскими землями», которых местное автохтонное население лишилось в результате геноцида. Такое видение истории весь следующий год будет усиленно транслироваться украинскими СМИ и преподаваться в украинских школах и вузах.
Между тем на заработках в Польше, по некоторым оценкам, находится уже более 3 миллионов украинцев. Им в том числе родная страна будет рассказывать, что их предки вынуждены были покинуть Польшу из-за геноцида.
В результате этой массированной пропаганды какой-нибудь разносчик пива в Кракове родом из Ивано-Франковска уверится в мысли, что он находится на своей земле, которую оккупировали поляки. Националистическая мифология станет основой для самоорганизации украинских мигрантов в Польше, причем осознавать себя как общность «заробитчане» будут через ненависть к «польским оккупантам».
Так официальный Киев вольно или невольно формирует в соседней стране враждебно настроенное к Польскому государству национальное меньшинство.
Примечательно, что антипольский выпад украинских депутатов от правящей коалиции произошел после многочисленных попыток преодолеть конфликт в польско-украинских отношениях из-за вопросов исторической памяти.
Новый министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович объявил своей приоритетной задачей «перезагрузку» отношений с Украиной и весь нынешний год пытался нормализовать диалог с Киевом. Особое внимание польская дипломатия уделяла историческим спорам.
Всего за две недели до принятия Верховной радой законопроекта №8603 министры иностранных дел двух государств договорились наладить взаимодействие в исторической сфере. Прошло полмесяца, и украинская власть назвала депортации украинского населения с территории Польши геноцидом украинцев на исконно украинской земле. Чем еще раз доказала, что украинский национализм невменяем и налаживать с ним взаимодействие бесполезно.