Политика Политика

Александр Рар: Прибалтика и Польша стоят на пути нормализации российско-германских отношений

После явно провальных для Христианско-демократического союза (ХДС) выборов в Гессене канцлер Германии Ангела Меркель объявила об уходе с поста председателя партии, а также о нежелании переизбираться на должность канцлера в 2021 году. Почему некогда ведущая политическая сила Германии теряет поддержку, какие партии набирают популярность и изменится ли политика страны после отставки Меркель, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал немецкий политолог и научный директор Германо-Российского форума, автор книги «2054: Putin decodiert» Александр РАР.

— Г-н Рар, судя по результатам выборов в Гессене, партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель теряет поддержку немецких избирателей, хотя все еще продолжает оставаться популярной политической силой. С чем связно такое падение рейтинга ХДС?

— 26% поддержки избирателей, которые сейчас есть у христианских демократов, действительно не свидетельствуют об их популярности.

Мы видим тренд, который характерен не только для Германии, но и для остальных стран Европы: партии, правившие на протяжении десятилетий, исчерпали себя и становятся неинтересны избирателям. Думаю, они в каком-то смысле устарели. У них нет ответов на вызовы, которые стоят перед европейским обществом.

Сегодня не только Германия, но и Италия, Франция и многие другие страны сталкиваются с очень сильной поляризацией общества. Есть мощные правые движения, укрепляют свои позиции левые силы.

В Германии на федеральном уровне, по опросам общественного мнения, «зеленые» (партия «Союз-90 / Зеленые» — прим. RuBaltic.Ru), которые еще несколько десятилетий назад считались маргинальной леволиберальной партией, сейчас набирают 24% поддержки избирателей.

Акция протеста партии «Союз-90 / Зеленые» в Берлине против выхода США из Парижского соглашения по климату / Фото: DPA/TASS

Вполне возможно, что на следующих выборах в Бундестаг именно «зеленые» получат большинство мест, опередив Христианских демократов.

Можно сказать, что в Германии происходит скрытая медленная революция партийного ландшафта. ХДС и социал-демократы — две партии, которые определяли судьбу страны с момента окончания Второй мировой войны, — уходят в небытие, и тренда на изменение этого процесса пока не наблюдается.

— Госпожа Меркель уже заявила, что не собирается претендовать на пост лидера партии. У кого, на Ваш взгляд, есть шансы занять эту должность?

— Да, 9 декабря пройдут выборы нового председателя ХДС, и Ангела Меркель в них участвовать не будет. Она видит, что не может больше удерживать контроль над ХДС — партия, как и общество, требует обновления.

Так что Меркель готова поделиться властью, оставив за собой лишь пост канцлера. Пост председателя партии отдадут в другие руки.

На должность лидера ХДС претендуют три кандидата.

Первая — Аннегрет Крамп-Карренбауэр, нынешний генеральный секретарь партии, имеющий солидные рычаги влияния в ХДС. Она пользуется большой поддержкой и во многом олицетворяет крен в левую сторону, прочь от консерватизма.

Аннегрет Крамп-Карренбауэр / Фото: img.zeit.de

Кроме того, у нее хорошие отношения с Ангелой Меркель. Если Крамп-Карренбауэр займет пост председателя, то можно исходить из того, что она поддержит Меркель на посту канцлера, и эта связка будет существовать до парламентских выборов, которые должны пройти в 2021 году.

Если же выборы выиграет второй кандидат, Фридрих Мерц, то ситуация будет иной.

Фридрих Мерц / Фото: wiwo.de

Мерц — давний оппонент госпожи Меркель, он более консервативный политик, олицетворяющий старую Христианско-демократическую партию времен [бывшего канцлера ФРГ] Гельмута Коля. Я думаю, что определенная часть элиты хочет вернуться в эти спокойные и комфортные времена. Но мне кажется, что и Мерц не понимает, перед какими вызовами стоит Германия. Старые рецепты здесь могут не сработать.

Мерца сейчас начинают сильно критиковать за то, что он последние 15 лет работал в бизнесе, занимаясь инвестиционными фондами, благодаря которым стал миллионером. Германия в этом отношении все же довольно левоориентированная страна, и мне кажется, что человека с типичным лицом капиталиста (вроде Мерца) на пост председателя партии могут и не избрать. Но консервативная часть ХДС ликует от радости и хочет видеть его новым лидером.

Если же он станет председателем партии, то не сработается с Меркель. Он будет мстить ей за те унижения, которые терпел 15 лет назад и из-за которых даже оставил политику.

В этом случае Меркель будет вынуждена уйти в отставку, в том числе и с поста канцлера Германии. Страна будет стоять перед необходимостью проведения досрочных выборов в Бундестаг.

Есть и третий кандидат — Йенс Шпан, нынешний министр здравоохранения. Он тоже противник политики Меркель. Но Шпан еще молод (ему 38 лет), и большой поддержки в партии у него нет.

Йенс Шпан /Фото: germania.one

Поэтому я думаю, что именно между Менцем и Крамп-Карренбауэр будет идти ожесточенная борьба. Правда, если Шпан все же выставит свою кандидатуру, то он отнимет голоса у Мерца, то есть сыграет на стороне Крамп-Карренбауэр.

— Вы говорите, что если Ангела Меркель уйдет в отставку и с поста канцлера, то в стране могут пройти досрочные выборы. Разве нельзя избрать другого канцлера, не прибегая к роспуску парламента?

— Конечно, теоретически при уходе в отставку Меркель может предложить на пост канцлера кого-то другого, и этот человек может попытаться заручиться поддержкой депутатов парламента. Но я не думаю, что он получит большинство.

Социал-демократы, находящиеся в коалиции, не будут поддерживать Мерца, он им абсолютно не подходит. Так что другого выхода, кроме проведения досрочных выборов, я не вижу. После них сформируется совершенно другая правящая коалиция.

Социал-демократы уйдут в оппозицию, потому что чем дольше они находятся в коалиции с Меркель, тем больше теряют поддержку избирателей.

Я предполагаю, что в новую коалицию войдут Христианские демократы, Свободные демократы и «зеленые», чей рейтинг сейчас находится на подъеме. Кроме того, «зеленые» — это партия мейнстрима, с ней все готовы сотрудничать.

А вот с «Альтернативой для Германии», чей рейтинг тоже растет, наоборот, никто сотрудничать не желает, и партия явно останется в оппозиции. Я даже не исключаю возможности, что если Христианским демократам, Свободным демократам и «зеленым» не хватит голосов, то они будут готовы начать переговоры с «левыми», лишь бы не допустить до власти АдГ.

— Какой будет политика Германии после ухода Меркель? Ожидаете ли Вы каких-то радикальных изменений?

— Думаю, если канцлером станет Фридрих Мерц, то будут предприняты попытки улучшить отношения с США. Он многие годы возглавлял организацию «Атлантический мост», которая явно настроена на углубление трансатлантических связей.

Если же канцлером станет Крамп-Карренбауэр, то внешняя политика этой очень неопытной в данных вопросах женщины будет ориентирована на постулаты госпожи Меркель.

В контексте германо-российских отношений, я думаю, о позитивных сдвигах говорить не приходится. Немецкие элиты во всех партиях, кроме «Альтернативы для Германии» и «левых», ориентируются на то, что именно Германия является главным интегратором Европы.

То есть Германия в главных вопросах, касающихся европейской политики, должна советоваться со всеми остальными странами ЕС и принимать компромиссные решения, устраивающие всех. Однако, как мы знаем, страны Прибалтики и Польша гораздо более критично относятся к России, чем «Старая Европа».

Германия находится в тупике.

Страна хочет улучшить отношения с Россией, но в то же время не желает обижать поляков и прибалтов, которые при любой ситуации, когда Германия протягивает руку России, начинают вспоминать пресловутый пакт Молотова — Риббентропа и напоминать немцам о том, что произошло в 1939 году.
Любые упоминания о тех временах до сих пор болезненно воспринимаются в обществе. Поэтому для немцев лучше иметь хорошие отношения со странами Центральной и Восточной Европы, чем с Россией.
Читайте также
9 ноября 2018
RuBaltic.Ru попробовал представить, как выглядело бы коллективное обращение российских политэмигрантов к руководству стран Балтии.
26 октября 2018
Решение Ангелы Меркель поддержать строительство регазификационного терминала в Штаде не стало неожиданностью. Слухи об этом ходили давно, но многие эксперты сомневаются в энергетической и экономической целесообразности проекта.
6 ноября 2018
Интервью с политологом, профессором НИУ ВШЭ, кандидатом политических наук Дмитрием Евстафьевым.
8 ноября 2018
Три документа, которые аналитический портал RuBaltic.Ru предлагает вниманию читателей, требуют, однако, некоторого комментирования, и прежде всего — раскрытия цели их публикации.