Польско-украинский конфликт ударит по прибалтийским соседям
Олег Мирославов
Жесткая позиция Польши по отношению к исторической политике постмайданной Украины беспокоит Прибалтийские государства. Варшава грозится не пустить Киев «с Бандерой» в Европу. Прибалтика намерена «евроинтегрировать» Украину несмотря ни на что.
Недавнее заявление министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского о том, что Польша наложит вето на потенциальное вступление Украины в Европейский союз, «если не будут решены исторические вопросы и вопросы прав меньшинств», вызвало бурю негодования в прибалтийском политическом истеблишменте.
Так, литовский консерватор, бывший министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис жестко раскритиковал главу МИД Польши за ультимативную позицию по поводу вступления Украины в ЕС только «без героизации украинских националистов и Бандеры», подчеркнув, что «Варшава не имеет права указывать Киеву, что ему делать».
По мнению политика, «если Польша еще хочет стать лидером Центральной и Восточной Европы, то она не должна разрешать себе делать заявления, основанные на эмоциях, а не фактах».
Эстония, председательствующая в данный момент в Евросоюзе, поддержала Литву. Эстонский премьер-министр Юри Ратас с трибуны Европарламента ответил полякам, заявив о «твердой поддержке Украине во вступлении в ЕС». Как подчеркнул глава Кабинета министров, «нет ничего невозможного в том, чтобы однажды в будущем президент Украины стоял перед этим парламентом в той же роли [что и он]».
Но проблема всё-таки существует. Лидер правящей в Польше партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, реально обладающий всей полнотой власти в стране, четко определил внешнеполитическую позицию государства — «с Бандерой Украина в Европу не войдет». В соответствии с этой установкой польские власти последовательно реализуют курс на защиту исторической памяти, на противодействие продвигаемым Киевом антипольским трактовкам.
В прошлом году Сейм Польши, несмотря на внешнее давление США, принял резолюцию о признании 11 июля Днем памяти жертв геноцида, совершённого украинскими националистами против поляков в период Второй мировой войны (более 100 тыс. уничтоженных поляков). Тем самым польский парламент поставил вне закона Организацию украинских националистов и Украинскую повстанческую армию (ОУН-УПА)* — один из символов новой государственной идеологии.
Последнее заявление главы польского МИД прозвучало фактически как ультиматум киевским властям, продолжающим, вопреки всему, курс на активную героизацию нацистских пособников, которые в ответе не только за польский геноцид, но и за массовое истребление евреев, русских и цыган в ходе Второй мировой войны.
В серьезности намерений Варшавы сохранить и увековечить память об украинских преступлениях сомневаться не приходится. Сегодня Польша является шестой по размеру экономикой в ЕС и уже по факту стала региональным лидером. Всё это позволяет формировать и активно продвигать собственную повестку. Ко всему прочему, поступательный рост экономики дает Варшаве возможность укреплять и свой оборонный потенциал.
Прибалтийские соседи обеспокоены. На фоне стремительного роста влияния Польши они утрачивают собственные позиции в регионе.
Единственное, что позволяет Литве оставаться в европейском фокусе внимания, — это украинский кризис, где Вильнюс пытается играть роль главного наставника «страны победившего Майдана» в рамках программы «Восточное партнерство». Конфликт выгоден литовской дипломатии, а значит, необходимо обеспечить его затяжной характер. Именно для этого литовцы подпитывают киевский режим вооружением и боеприпасами. Действия Вильнюса являются фактическим поощрением силовой «реинтеграции» самопровозглашенных республик ЛНР и ДНР и подрывают выполнение Минских договоренностей.
В Литве прекрасно понимают: выполнение Польшей своего ультиматума по Украине обернется для Вильнюса окончательной дискредитацией по линии «Восточного партнерства».
В этой связи у литовских рулевых есть два варианта поведения: либо смириться с положением вещей, умерить свои амбиции и приложить усилия для вразумления «подшефной» Украины во имя сохранения ее широкой поддержки, либо наращивать конфронтацию с Варшавой.
*ОУН-УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru