Меркель навсегда: в Германии заговорили о новом сроке для «мамочки»
Артем Соколов
В кулуарах немецкой политики обсуждают возможность пятого срока Ангелы Меркель на посту канцлера ФРГ. Эту информацию подтвердил министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер. Успешный опыт федеральных властей Германии в борьбе с пандемией коронавируса называют личным достижением Меркель, которое дает ей возможность оставаться у власти и после 2021 года. Юридических преград для нового срока Меркель нет, хотя на практике сохранение «мамочки» у власти крайне маловероятно.
Антикризисная политика Ангелы Меркель укрепила авторитет правительства, ранее испытывавшего проблемы с популярностью. Правящая коалиция ХДС, ХСС и СДПГ, сформировавшаяся как вынужденный ответ на подъем оппозиционных политических сил, до последнего времени работала в условиях постоянной критики.
Четвертое возглавляемое Меркель правительство наводило на мысли об усталости немецкого избирателя от одних и тех же лиц в высшем эшелоне германской политики.
И хотя канцлер сохраняла высокий авторитет среди однопартийцев и избирателей, ощущение финала ее политической карьеры ограничивало инициативу правительственного кабинета.
Меркель покинула руководящий пост в ХДС и открыто заявила о своем уходе из большой политики после 2021 года.
Однако успехи немецкого правительства в борьбе с коронавирусом скорректировали тон политической дискуссии в ФРГ. Ангела Меркель перестала быть «хромой уткой» (которой, впрочем, она была только в риторике политических противников) или политиком, уходящим в историю.
Теперь канцлер, как отмечает Spiegel, стала «незаменимым антикризисным менеджером», которому нет альтернативы. А значит, Меркель может остаться на своем посту и после 2021 года.
Идея, о которой еще полгода назад никто не стал бы говорить всерьез, теперь, по словам министра внутренних дел ФРГ Хорста Зеехофера, активно обсуждается в кулуарах немецкой политики.
Даже критики Меркель настроены в отношении канцлера подчеркнуто миролюбиво. Претендовавший на лидерство в ХДС и канцлерский пост Фридрих Мерц заявил
Упомянутый выше Хорст Зеехофер, некогда в запале дискуссии о миграционной политике жаловавшийся, что «не может работать с этой женщиной», теперь признал, что в Германии должны быть рады, что страну в сложившейся ситуации возглавляет именно Меркель.
Формально для пятого срока Ангелы Меркель на посту главы немецкого правительства нет никаких юридических препятствий. Законодательство ФРГ никак не ограничивает пребывание на канцлерском посту одного и того же человека. ХДС остается лидирующей политической силой в Германии и с высокой вероятностью будет играть лидирующую роль в формировании правительства после 2021 года.
Рейтинг Меркель, укрепившийся на фоне борьбы с пандемией, дает основания считать ее по-прежнему одним из самых популярных политиков Германии.
Вместе с тем существуют серьезные основания, которые делают новый канцлерский срок Ангелы Меркель маловероятным.
Во-первых, речь идет о позиции самой Меркель в отношении собственного статуса лидера германского государства. Канцлер последовательно отвергала спекуляции о ее возможном продолжении политической карьеры после 2021 года в структурах ЕС или ООН. Тем самым Меркель однозначно дала понять, что ее слова о завершении политической карьеры следует воспринимать буквально и без двойных толкований.
Конечно, немецкая политическая жизнь уже была свидетелем того, как громкие обещания и заявления отходят на второй план перед принципом прагматичной целесообразности.
Хлопнувшим дверью после парламентских выборов социал-демократам пришлось вернуться в правительство, когда возникла угроза новых выборов, способных усилить позиции «Альтернативы для Германии» и «Зеленых». Многие в СДПГ были недовольны гибкостью партийного руководства, но оно, в конечном счете, позволило разрешить намечавшийся политический кризис.
Однако для Меркель отказ от собственных слов может означать смазанный итог всей политической карьеры.
Во-вторых, препятствием для нового канцлерского срока Ангелы Меркель остается состояние ее здоровья. Приступы дрожи канцлера, проявившиеся на официальных мероприятиях, еще недавно ставили под вопрос готовность Меркель остаться во главе страны до 2021 года. До сих пор германский лидер вынуждена слушать государственные гимны во время официальных мероприятий сидя.
Подозрения о заражении Меркель коронавирусом, к счастью, не подтвердились, но канцлер предпочла выдержать двухнедельный период карантина.
Если Ангела Меркель все же решит претендовать на продолжение руководства германским правительством, то вопрос ее состояния здоровья станет уязвимым местом для политических оппонентов.
В-третьих, несмотря на высокий авторитет Меркель, новые четыре года ее канцлерства выглядят противоестественными для политической культуры ФРГ. Первая женщина-канцлер уже опередила по продолжительности своего правления Конрада Аденауэра и приближается к рекордсмену, «канцлеру единства» Гельмуту Колю (у Меркель есть теоретическая возможность обойти и Коля при имеющихся четырех сроках, в случае если переговоры о новом правительстве затянутся).
Вряд ли немецкое общество одобрит достижение Меркель политического рекорда.
В СМИ к перспективе пятого срока Меркель относятся скептически. «Незаменимых нет — даже Меркель» — провозглашает главный комментатор газеты Welt Торстен Крауэл. По его мнению, пятый срок Ангелы Меркель будет уместным только в одном случае — если Германия окажется в состоянии войны. Во всех иных ситуациях это будет означать утрату Меркель своего политического авторитета.
Аналогичного мнения придерживаются
Слухи о возможном выдвижении кандидатуры Ангелы Меркель на пятый канцлерский срок возникли на фоне стресса, вызванного пандемией. Немецкое общество, несмотря на относительные успехи в борьбе с коронавирусом, испытывает опасения относительно того, что станет с Германией после кризиса.
Прошлые рассуждения о преемниках Меркель во многом устарели: как из-за неудачного опыта с кандидатурой Аннегрет Крамп-Карренбауэр, так и из-за новых вызовов и реакции на них потенциальных кандидатов.
Вместо Фридриха Мерца, которого рассматривали как наиболее серьезного и последовательного оппонента Меркель, на первый план вышли амбициозные земельные руководители, получившие возможность проявить себя перед избирателями: Маркус Зёдер из Баварии и Армин Лашет из земли Северный Рейн — Вестфалия.
На этом фоне сохранение на руководящем посту привычной Mutti уже не кажется абсурдной идеей.
Тем не менее вероятность того, что Ангела Меркель захочет воспользоваться кризисными настроениями, чтобы продлить свое пребывание на канцлерском посту, исчезающе мала. Такое решение, несмотря на формальное сохранение власти, будет означать для нее бесславное завершение выдающейся политической карьеры.
Отказ от своих обещаний и принципов стоил социал-демократам глубокого внутрипартийного кризиса.
Для Меркель это будет политическое самоубийство.
Как умный и осторожный государственный деятель она прекрасно понимает данную ситуацию.