Эстония своеобразно поздравила российский народ с Днем Победы, заявив о территориальных претензиях к России. Заявление нового главы МВД Эстонии Марта Хельме на эту тему именно 9 мая — явная попытка испортить ненавистным восточным соседям праздник. Это не единственная антироссийская выходка в канун Дня Победы: в Прибалтике сознательно хамят России и русским.
«Двойных стандартов быть не должно, до сих пор в руках России находятся 5,2% территории Эстонии. Россия не хочет ни возвращать нам эту территорию, ни давать за нее компенсацию, ни вообще обсуждать этот вопрос», — заявил министр внутренних дел Эстонии, лидер ультраправой Консервативной народной партии (EKRE) на правительственном брифинге 9 мая.
Накануне этого новая правящая коалиция Эстонии отказалась передавать на ратификацию в парламент страны Рийгикогу пограничный договор между Эстонией и Россией.
Это значит, что территориальные претензии к России, которые до сих пор оставались сладкими фантазиями эстонских национал-радикалов, с приходом этих радикалов к власти становятся внешней политикой Эстонской Республики.
Март Хельме успокоил Россию заявлением, что воевать с ней не собирается. Эстония готова ждать решения приграничного спора мирным путем в рамках международного права, заверяет лидер EKRE. Москва может выдохнуть.
На самом деле заявление новообретенного министра внутренних дел — это, в первую очередь, конечно, внешнеполитическое хамство. Неслучайно оно прозвучало 9 мая. Смысл акции — испортить ненавистному восточному соседу День Победы. Это принципиальный вопрос для идейного наследника эстонской дивизии СС, который 9 мая может воспринимать только как день поражения.
Очередная годовщина победы над нацизмом в Прибалтике симптоматично ознаменовалась всплеском антироссийского и антирусского хамства как на высшем политическом, так и на низовом уровне.
Депутат Сейма Латвии Янис Домбрава предложил лишать гражданства всех, кто празднует 9 мая. Люди, которые выходят возлагать цветы к Памятнику освободителям Риги, по его мнению, празднуют «советскую оккупацию» Латвии.
В Литве накануне 9 мая дорожно-транспортная полиция по обвинению в подделке водительских прав задержала российскую семью, которая возвращалась в Калининградскую область. Примечательно не само задержание, а то, как оно было обставлено.
«По-русски не хотели говорить, вели себя хамски, будто мы преступники. Я звонила российскому консулу. Егор Александрович как мог объяснял наши права, факт моего обращения зафиксирован. На мужа завели уголовное дело (так нам сказали). Дали через 5 часов кучу бумаг на литовском языке. Обязали его явиться 10 мая в 10 утра. Права изъяли — якобы на экспертизу. В итоге мы не можем уехать домой, я без прав, билеты на автобус проданы. Из-за того, что нам предъявили заведомо ложное обвинение, надо задерживаться в Клайпеде и искать ночлег», — написала о произошедшем потерпевшая Вилена Микульшина.
Такие ситуации случаются в Литве и других странах Балтии постоянно и резко учащаются в преддверии 9 мая. Обращение к Тартускому мирному договору 1920 года между Эстонией и советской Россией и официальное предъявление претензий на земли России — это кульминация антироссийских выпадов Прибалтики в честь Дня Победы.
Достаточно посмотреть на долю населения Литвы, Латвии и Эстонии, которое воевало на стороне Гитлера, чтобы понять, что обострение традиционного прибалтийского хамства на 9 мая — это естественная реакция проигравших на поражение во Второй мировой войне.
Процент воевавших за нацистскую Германию среди жителей Прибалтийских республик был самым высоким в СССР. Неудивительно, что потомки коллаборационистов, «лесных братьев» и легионеров СС не могут праздновать День Победы и бесятся оттого, что его празднует кто-то другой.
Интересный вопрос: почему от этого не бесятся в самой Германии? Там по понятным причинам тоже не могут воспринимать 9 мая как День Победы, однако хамские выпады от немецких политиков в адрес России, в отличие от прибалтийских, на 9 мая не звучат, и шествия «Бессмертного полка» в Берлине всегда проходят беспрепятственно, тогда как в Таллине или Риге им год от года вставляют бюрократические палки в колеса и под тем или иным предлогом пытаются сорвать.
Печальный ответ в том, что это как раз тот случай, когда в самом деле виноват Советский Союз.
Тактика замалчивать ради «дружбы народов» факты массового сотрудничества жителей некоторых советских республик с нацистскими оккупантами привели к тому, что та же Прибалтика чувствует себя абсолютно безнаказанной и непричастной к преступлениям гитлеризма. Это дает ей возможность ненавидеть 9 мая и всех, кто его празднует, совершенно свободно.
Если денацификацией Германии союзники по антигитлеровской коалиции занимались долго и сознательно, то вопросы, кто в Литве уничтожил 90% евреев, сжигал белорусские деревни в ходе операции «Зимнее волшебство» и помогал немцам блокировать Ленинград, старались не поднимать.
В результате Прибалтика обнаглела. Выбранная роль «невинной жертвы» оказалась для нее очень удобна. Она дает возможность предъявлять претензии и при этом избавляет от любой ответственности. Поэтому можно хамить, сносить советские памятники, маршировать под нацистской символикой, в периоды особого обострения избивать ветеранов Великой Отечественной войны.
Воспитательной работы с Литвой, Латвией и Эстонией проведено не было.
Если главных организаторов и вдохновителей нацистского террора в назидание будущим поколениям немцев показательно приговорили в Нюрнберге к смерти, то в Литве шли на фальсификацию выборов, чтобы обеспечить их пособнику Валдасу Адамкусу переизбрание президентом Литвы.
Перед Россией ввиду всего этого встает дилемма: терпеть прибалтийское хамство дальше или сделать наконец так, чтобы Прибалтика перестала осквернять своими выходками память о Великой Победе.
Для последнего требуется не так много: донести до всего мира в целом и до западных союзников Литвы, Латвии и Эстонии в первую очередь правду о подлинной роли Прибалтийских республик во Второй мировой войне.