В Литве состоялись выборы президента. Во второй тур проходят кандидат от партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) Ингрида Шимоните и так же близкий консерваторам самовыдвиженец Гитанас Науседа. Оба они являются продолжателями курса Дали Грибаускайте. За бортом остается действующий глава правительства, кандидат от правящего «Союза крестьян и "зеленых" Литвы» (СКЗЛ) Саулюс Сквернялис, который уже анонсировал свою отставку.
Шимоните набирает 31,13% голосов. Примерно столько же (30,95%) избирателей проголосовали за Науседу. Сквернялис замыкает тройку лидеров с результатом 19,72%.
Первое, что бросается в глаза, — это чрезвычайно высокий суммарный результат лидеров предвыборной гонки. Науседа, Шимоните и Сквернялис на троих разделили примерно 80% электората. Опросы общественного мнения никогда не давали им столь высокого результата.
В социологов, впрочем, не стоит бросать камнями. Каждый опрос показывал, что энный процент избирателей еще не определился с выбором. Очевидно, 12 мая подавляющее большинство этих людей проголосовало за кого-то из главных претендентов на победу, понимая, что у остальных кандидатов нет шансов. Процесс закономерный: во время предвыборной кампании на Украине наблюдалась та же тенденция — по мере приближения к «часу икс» первая тройка (Владимир Зеленский, Петр Порошенко, Юлия Тимошенко) тоже суммарно прибавляла.
В части определения конфигурации второго тура социология в Литве сработала четко.
Сквернялис хоть и рассматривался как один из основных претендентов на победу, но в социологических опросах, как правило, занимал только третье место. Серьезный удар по его популярности в конце прошлого года нанесла забастовка учителей, которую консерваторы пытались использовать для дискредитации оппонента. После этого рейтинг Сквернялиса сильно «скакал». Иногда даже «заскакивал» на второе место — в одном из январских исследований премьер-министр опережал Ингриду Шимоните на 0,9%.
И все же традиционно Сквернялис был третьим. Незадолго до дня голосования он замыкал тройку лидеров с результатом 16,6%, фактически лишаясь шансов на выход во второй тур.
В итоге он набрал немного больше, но на общую картину это не повлияло. Отставание от Шимоните и Науседы оказалось огромным.
Хотя поначалу во время подсчета голосов казалось, что премьер-министр застолбил за собой второе место. На этот момент стоит обратить особое внимание. По мере обработки бюллетеней в ночь после выборов Шимоните изначально была третьей. Затем она потеснила Сквернялиса, начала уходить от него в отрыв и подбираться к Науседе. Данные на сайте Центральной избирательной комиссии Литвы обновлялись каждые 15 минут, и каждые 15 минут Шимоните набирала все больше и больше. Наконец, по состоянию на 6 часов 15 минут по московскому времени она опередила главного оппонента на 0,01%.
Как тут не вспомнить слова экс-главы литовского ЦИК Зенонаса Вайгаускаса, который предупреждал, что выборы будут сфальсифицированы путем массового вброса заранее заготовленных бюллетеней с галочкой напротив фамилии Шимоните! Впрочем, Сквернялис не пытается обвинить консерваторов в грязной игре. Оно и понятно: при отставании более чем в 10% бороться за результат бессмысленно.
Еще один социологический тренд, который подтвердился в ходе выборов, — это выравнивание рейтингов Шимоните и Науседы.
Последние опросы действительно выводили в лидеры кандидата от консерваторов. В итоге разница между ними оказалась не просто в районе статистической погрешности — Шимоните набирает буквально на 2500 голосов больше.
С точки зрения интриги такая конфигурация второго тура выглядит интереснее, чем возможная пара Науседа — Сквернялис. Выход во второй тур обернулся бы для премьер-министра почти неминуемым поражением, ведь голоса, отданные за его непримиримого оппонента — Шимоните, — 26 мая перетекли бы к Науседе.
К кому перетекут голоса Сквернялиса? Скорее всего, ни к кому. Сторонники действующего главы правительства во втором туре на избирательные участки не придут, поскольку в их системе координат на победу теперь претендуют два кандидата от консерваторов — злейших врагов «аграриев». Этот тезис отстаивал сам Сквернялис, когда говорил, что Науседа и Шимоните — две стороны одной медали.
Конечно, определенная логика в этом была. Науседа отказался идти на выборы от СО-ХДЛ, но это не отменяет того факта, что консерваторы пытались взять его под свое крыло. То есть фигура самовыдвиженца для Ландсбергиса и компании как минимум приемлема, что делает ее неприемлемой для лагеря «зеленых».
Часть избирателей Сквернялиса все же сделает выбор между «плохо» и «очень плохо» и отдаст свой голос за Науседу. Но пассивность электората Сквернялиса во втором туре обещает отразиться на явке.
По данным ЦИК, явка на выборах составила 56,46%. Для Литвы это неплохой результат — пять лет назад свой гражданский долг не исполнили более 50% имеющих право голоса граждан республики. 26 мая картина может поменяться, поскольку во второй тур вышли представители одного лагеря.
Если руководствоваться логикой перетекания голосов, то у Шимоните шансов на победу немного. Однако в этой паре могут быть сюрпризы.
Консерваторы тем временем могут выдохнуть. Их главная задача решена — премьер-министр сошел с дистанции.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что выборы президента превращаются в референдум по Сквернялису. Для «зеленых» его итоги неутешительны.
«Принимаю это в качестве оценки своей работы как политика, как премьера и подам в отставку», — заявил глава правительства в ночь подсчета голосов. А лидер СКЗЛ Рамунас Карбаускис после закрытия избирательных участков подтвердил намерение партии покинуть коалиционное большинство в случае поражения Сквернялиса. Еще и пожурил людей, которые считают, что «крестьяне» могут не сдержать слово.
Теперь пути к отступлению отрезаны. За сменой президента Литвы последует полная перезагрузка власти.
Как она будет происходить? Сумеют ли консерваторы переформатировать парламент? Удастся ли согласовать кандидатуру нового премьер-министра? Наконец, будут ли проведены досрочные парламентские выборы?
Варианты возможны разные. Науседа в ночь на понедельник уже заявил, что капитуляция Сквернялиса оставляет «множество альтернатив». Поэтому самое интересное начнется в Литве уже после инаугурации новоизбранного президента.