Россию будут обвинять во вмешательстве в латвийские выборы
Алексей Ильяшевич
В октябре этого года состоятся выборы в латвийский Сейм 13‑го созыва. Предвыборная «суета», судя по всему, уже началась. Начальник Бюро по защите Конституции Янис Майзитис два месяца назад заявлял, что Россия обязательно попытается повлиять на результаты народного волеизъявления. До этого с подобной позицией уже выступала глава Сейма по национальной безопасности Инесе Либиня-Эгнере. По ее словам, влияние Москвы на предстоящие парламентские выборы в Латвии так же реально, как и влияние, якобы зафиксированное на выборах в других странах. По мере приближения дня голосования отдельные партии и кандидаты будут всё более активно эксплуатировать антироссийскую риторику и пугать граждан «рукой Кремля».
Последние парламентские выборы, которые прошли в Латвии в 2014 году, оказались «вялыми» с точки зрения явки: на избирательные участки пришло менее 59% граждан, имеющих право голоса. Для сравнения, на первых после восстановления независимости выборах в Сейм в 1993 году явка составила 91,2% (самый высокий результат в истории страны – прим. RuBaltic.Ru). В 2014 году пятипроцентный барьер преодолели шесть партий. Наибольшее число мест досталось партиям «Согласие» (24), «Единство» (23), Союз "зеленых" и крестьян (21) и «Национальное объединение» (17).
Чего ждать от парламентских выборов 2018 года? Смогут ли они повлиять на ситуацию в стране и стоит ли опасаться российского вмешательства? На эти и другие вопросы аналитическому порталу RuBaltic.Ru ответила юрист, правозащитник, депутат Юрмальской думы от партии «Согласие» Елизавета КРИВЦОВА:
— Г‑жа Кривцова, в чём, на Ваш взгляд, заключается главная интрига предстоящих выборов? Или всё ясно заранее?
— Нет, нельзя сказать, что всё известно заранее. Есть несколько вопросов, по крайней мере у русскоязычной части общества. Преодолеет ли пятипроцентный барьер Русский союз Латвии? Несомненно, это является интригой. Кроме того, сейчас создается много новых партий, которые претендуют на место распавшихся «Единства» и Партии реформ. Как сложится судьба новых игроков? Либеральная ниша сегодня, в общем-то, свободна, и кто ее займет — это второй интересный вопрос предстоящих выборов.
— Можно ли выделить фаворитов?
— Ясно, что партия «Согласие» сохранит достаточно большое присутствие в Сейме, как и Союз «зеленых» и крестьян. Кто-то из националистов точно пройдет, но в их среде сравнительно недавно появилась Новая консервативная партия, и как националисты разделят свой электорат — это тоже интересный вопрос.
— То есть основные игроки остаются неизменны?
— Да, это «Согласие» и Союз «зеленых» и крестьян, которые точно пройдут и сохранят свои позиции.
— Можете предположить, как изменится явка по сравнению с 2014 годом? По данным ЦИК Латвии, как мы помним, явка на выборы 2014 года составила почти 59%.
— Оптимизма в обществе по поводу политических процессов мы не наблюдаем, поэтому, думаю, явка будет примерно такая же.
— Какова тематика избирательной кампании? Какие темы будут эксплуатировать партии?
— Как обычно, в ходе выборов будет затрагиваться национальный вопрос. Он самый простой и всегда работает. Какие-то другие глобальные темы не стоят на повестке дня. В этом плане предвыборная кампания пока что обещает быть довольно скучным процессом.
Хотя возникает вопрос, как вообще мы будем жить дальше, если «покончим» с латвийским финансовым сектором, а европейские фонды будут для нас менее доступны. Думаю, рядового избирателя интересует, на чём дальше можно будет зарабатывать.
Будет ли дан ответ на парламентских выборах? Не знаю, но пока я не вижу убедительных заявлений по этому поводу.
— Вы предвосхитили один из следующих вопросов: какие вызовы будут стоять перед Сеймом и правительством после выборов? О главном вызове Вы уже упомянули; можете выделить что-то еще?
— Несомненно, школьная тема будет стоять на повестке дня. Я говорю не только о реформе русских школ, но и в целом о вопросах содержания и финансирования образования. Думаю, этот вопрос останется актуальным. Можно отметить также вопрос медицины. Сейчас вводится новая система, когда доступность медицинских услуг зависит от заплаченных налогов. В ближайшие годы станет понятно, как она работает и нужно ли в ней что-то менять.
— Отдельно хотелось бы поговорить о партии «Согласие», к которой Вы имеете отношение. Какой будет стратегия социал-демократов на предстоящих выборах?
— «Согласие» продолжит отстаивать свою линию: в вопросах предоставления социальных благ, финансирования образования и медицины, в национальном вопросе партия будет искать компромиссные решения. В этом аспекте каких-то революционных изменений ожидать не стоит.
— Сегодня много говорят о риске вмешательства России в парламентские выборы в Латвии. Что Вы об этом думаете?
— Я об этом забыла упомянуть: тема безопасности, которая была поднята у нас несколько лет назад, будет активно эксплуатироваться в предвыборной кампании. Одним из краеугольных вопросов, наряду с национальным, будет вопрос выстраивания дальнейших отношений с Россией, он мобилизует население.
Вероятность того, что Россия каким-то образом вмешается в наши выборы, по-моему, довольно низкая, а вот спекуляций вокруг этого будет много.
Возможность для спекуляций появится у партий, которые наберут мало голосов, или у тех, кто будет недоволен слишком большой представленностью русскоязычного населения в Сейме.
— А насколько эффективны будут эти спекуляции? Может ли возникнуть ситуация, при которой представители некой партии, не удовлетворенные результатами, будут пенять на Россию и откажутся признавать итоги выборов?
— Не думаю, что у них получится повлиять на ситуацию. Дальше слов дело не пойдет. Если кто-то признает выборы нелегитимными, он должен добиваться повторных выборов. А для этого должна быть большая неудовлетворенность результатами и серьезные доказательства того, что их нельзя признавать. Такой сценарий я пока что рассматриваю как очень маловероятный.
— Расскажите о возможных вариантах формирования правительства и коалиции.
— Несомненно, многие политики в Латвии сегодня хотят сохранить свое положение и статус-кво. В правительство у нас зачастую входят одни и те же партии, одни и те же люди находятся у руля. Потенциальная коалиция с «Согласием» означает, конечно, изменение существующей структуры. Этот вариант возможен, но только в случае «диктата математики» — если математически по-другому сформировать коалицию не получится. «Рабочий» вариант — оставить всё как есть, только, возможно, немного поменять «вывеску».
— В преддверии выборов в Латвии снова всплывает тема неграждан, права которых Вы активно отстаиваете. Удастся ли сдвинуть проблему с мертвой точки до голосования или после начала работы нового парламента?
— До выборов однозначно никаких изменений не произойдет. Новому Сейму так или иначе придется возвращаться к проблеме неграждан, но ситуация будет очень сильно зависеть от результатов. Пока трудно что-либо прогнозировать.
— А какие результаты были бы благоприятными в контексте решения этой проблемы?
— В лучшем случае это попадание партии «Согласие» в правительство, что, конечно, коренным образом изменит политическую конъюнктуру. Другой благоприятный сценарий — это достаточное представительство в Сейме либеральных партий, которые в общем тоже готовы рассматривать вопрос неграждан.
Пока националисты находятся в правительстве, эту тему невозможно сдвинуть с мертвой точки.
То есть третий вариант, при котором мы можем чего-то ожидать, — формирование правительства без националистов, которые не будут накладывать вето на попытки решить проблему.
— Как Вы думаете (или, возможно, чувствуете), смогут ли выборы в Сейм что-либо существенно изменить?
— Пока что я не вижу таких перспектив. Если мы чего-то и добьемся, то это будет скорее совпадение разных факторов, а не целенаправленная деятельность одной из сил.
— А выборы президента Литвы, которые тоже не за горами, способны повлиять на ситуацию в Прибалтике?
— Несомненно. Мы видим, что в Эстонии тот же национальный вопрос начал решаться благодаря изменениям в правительстве, некие подвижки происходят. Если похожие перемены наметятся в Литве, то, конечно, это будет влиять и на Латвию. Но комментировать перспективы президентских выборов в Литве я не готова.