Рекс Тиллерсон, который в минувшую среду встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и расставил некоторые точки над i, способствовал тому, что страсти, связанные с ракетным ударом США по авиабазе в Хомсе, улеглись. Так что теперь мы можем посмотреть на события прошедшей недели более рациональным взглядом.
Эмоциональные оценки в российских СМИ сводятся сегодня к широчайшей палитре мнений от «мы же говорили, что Трамп не дружит с головой» и до «Трамп сломался — и лег под банкстеров». Однако давайте дадим Трампу шанс (шанс не считаться недоумком или слабаком) и попытаемся понять подоплеку и сам смысл принятого им решения.
Полагаю, нужно признать, что победа Трампа на выборах по итогам жесточайшей битвы с демократами свидетельствует о том, что он очень и очень неглуп. Так что все те эпитеты, которыми награждают его обыватели и звёзды Голливуда, — это всё не о нём.
Следует понимать также, что Трамп — не просто бизнесмен и политик, но еще и профессиональный шоумен, а потому эксцентричные поступки (с двойным, кстати, и даже тройным смыслом) вполне в его стиле. И мне жаль тех хулителей президента США, кто принимает его решение атаковать авиабазу в Хомсе из-за якобы «совершенной с нее химической атаки» за чистую монету.
Если Трамп — тот, кто верит любой басне от СМИ, то заработанные им миллиарды явно упали ему с неба. Скорее, не так уж далеки от истины те, кто считает ракетную атаку американских военных на сирийскую авиабазу — при относительном бездействии российских ВКС — «договорняком».
Впрочем, главное в любом шоу не смысл действия, а реакция зрителя. Так что нужно понимать, на какую аудиторию рассчитано названное представление. Кроме того, чтобы устроить шоу с применением реквизита в виде 60 ракет средней дальности, нужны веские, очень веские основания.
В статье «Провалившись в Алеппо и Мосуле, США претендуют на Ракку» автор этих строк писал о том, что с приходом в Белый дом Дональда Трампа стратегия Госдепа будет связана в основном с прагматизацией внешней политики государства и ее переориентацией на решение внутренних проблем страны. И сегодня вся система государственного управления в США переживает период трансформации.
Точнее, предтрансформации, когда сторонники американских демократов не хотят сдавать своих позиций и цепляются за любую возможность ослабить своего противника, а команда Трампа, увы, пока не в силах утвердить в Конгрессе конкретный план действий.
Недавние заявления Никки Хейли и Рекса Тиллерсона по Сирии (о том, что свержение Асада не является для Госдепа приоритетом) символизировали реальные намерения Трампа пересмотреть цели и саму логику внешней политики американской администрации, однако это лишь раззадорило демократов. Так вот, с учетом переходного характера переживаемого США момента, всё, что ни делается сегодня Госдепом в Сирии или где-то еще, следует воспринимать через призму текущей борьбы сторонников и противников Трампа за влияние в Конгрессе и других структурах американской власти.
На минувшей неделе автор этих строк отметил, что показания экс-советника Трампа Флинна «могут стать моментом истины в расследовании, направленном на получение основания для запуска импичмента Дональда Трампа». Действительно, в последующие дни степень давления на Трампа со стороны демократов существенно возросла. В частности, еще одной линией наступления на президента, помимо использования показаний Флинна, становится предстоящее голосование в Конгрессе по кандидатуре одного из членов Верховного суда — Нила Горсача, выдвинутого Трампом.
Сегодня в Сенате республиканцы имеют перевес всего в 3–4 голоса, и это весьма зыбкая опора для Трампа, чтобы провести кандидатуру Горсача, призванного обеспечить перевес за Трампом в Верховном суде, где тоже сложился зыбкий паритет между республиканцами и демократами. И сегодня демократы вошли в раж: им нужно всего 2–3 дополнительных голоса, чтобы парализовать судебную систему страны.
В таком вот противостоянии, когда один голос в Сенате может решить судьбу США и мира, каждая из сторон, как известно, часто готова на всё.
Сенат США
С моей точки зрения, инсценировка химической атаки на мирное население в Идлибе — то, на что решились в своих попытках «сломать» Трампа его противники. Они явно рассчитывали на то, что президент окажется в западне: не даст подобающий отпор Асаду и русским и тем самым лишний раз подтвердит свое пособничество врагам США. Они рассчитывали переломить ситуацию в Конгрессе, а там все забудут про химическую атаку в Идлибе.
Однако же Трамп подхватил изощренную игру своих оппонентов и ответил на нее не менее циничной контригрой — организацией шоу с демонстрацией своей решительности и «непоколебимой верности» американским идеалам и интересам. По сути, Трамп вышиб приготовленный для него клин встречным клином, доведя очередную провокацию в Сирии до абсурда.
Именно в контексте угрожающего миру своей невнятностью ракетного удара по базе Шайрат чудовищная ложь западных СМИ и демократов по поводу химической атаки сирийских военных в Идлибе становится абсолютно очевидной.
У руководства России хватает понимания отнестись к решению Трампа со всей адекватностью. И посему основное внимание российской стороны сосредоточено сегодня на предложениях Совбезу ООН расследовать ситуацию в Идлибе, а также на стремлении упредить последующие провокации американских демократов и их союзников, не собирающихся останавливаться на провокации с обвинением Асада в применении им химического оружия.
Очевидно, что Трампа вряд ли волнует мнение Дамаска или даже Москвы. Основное поле его действий, повторю, — борьба за власть в самих США. Он должен обеспечить себе большинство в Конгрессе, прочные позиции в Верховном суде и поддержку в силовых структурах. Так что не следует удивляться, если в ближайшее время какая-нибудь американская ракета долетит до сирийской или даже российской базы в Латакии — в тот момент, когда все ее обитатели вдруг уйдут на рыбалку.