Украина шантажирует Германию: останетесь без российского газа
Алексей Ильяшевич
Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев намекнул, что Германия может остаться без российского газа из-за неконструктивной позиции по поводу газовых отношений Украины с Россией. Слова Коболева — откровенный шантаж: глава украинской газовой монополии дает понять, что Киев может создать дефицит российского газа в Европе, и тем же немцам придется покупать американский СПГ.
«Нафтогаз прилагает максимум усилий, чтобы сохранить транзит газа через Украину после 2019 года. Однако, учитывая действия России, Германии и части украинского политикума, уверенности в сохранении транзита нет», — написал на своей странице в Facebook Кобалев.
За пару дней до этого Европу пожурил единый кандидат от националистов на выборах президента Украины Руслан Кошулинский: «Германия и Франция — партнеры России. Германия строит с Россией "Северный поток — 2", это бизнес-партнеры Путина, а не наши».
Впрочем, кандидаты с мизерными рейтингами могут позволить себе не следить за языком. А вот заявление Коболева — это серьезно.
Глава «Нафтогаза» впервые открыто заявил о том, что палки в колеса Украине вставляет не только «Газпром», но и Берлин.
Казалось бы, «незалежную» можно поздравить с этим великим открытием. Официальные представители Киева признают, что реализация «Северного потока — 2» немцев интересует куда больше, чем сохранение украинского транзита. И если взглянуть на финансовую сторону вопроса, их прагматизм становится понятен.
Если «Северный поток — 2» за счет снижения транспортных и транзитных издержек позволит «Газпрому» в случае необходимости регулировать цены на газ для Европы, то украинская труба сулит европейцам только дополнительные расходы. Деньги на «поддержание штанов» Киев клянчит именно у ЕС.
И неудивительно — здесь украинскую ГТС уже «прикармливали». В срочном порядке средства на поддержание ее работоспособности уже выделял Европейский банк реконструкции и развития.
Тем не менее к словам Коболева стоит отнестись скептически.
В трехсторонних переговорах по газу Украина — единственная сторона, которая постоянно говорит об угрозе полной остановки украинского транзита.
Европа, напротив, настаивает на его сохранении. Причем делает это едва ли не в ультимативной манере, подчеркивая непреходящую важность украинского маршрута.
Цифры говорят о том, что сохранение транзита через территорию Украины нужно и Москве, и Берлину. К 2020 году «Северный поток — 2» не сможет заработать на полную мощность. Но даже предельная загруженность всех обходных трубопроводов не сумеет полностью покрывать потребность европейцев в российском газе. А ведь «Газпром», как известно, собирается наращивать объемы поставок.
Чтобы окончательно «прикончить» украинскую ГТС, необходима как минимум еще одна труба — либо третья нитка «Северного потока», либо вторая очередь «Турецкого потока». О них пока что говорят как о проектах, которые когда-нибудь могли бы быть реализованы. «Когда-нибудь» — это значит очень нескоро.
С другой стороны, монополии ржавой украинской трубы действительно приходит конец. Если в 2006 и 2009 годах «Газпрому» приходилось договариваться с президентом Виктором Ющенко, который срывал транзит российского топлива в Европу, то теперь Киев сам должен предлагать партнерам выгодные условия. От этих условий будет зависеть, какие объемы экспорта Россия и ЕС перекинут на северное направление, а какие оставят Украине.
«Нафтогаз» продемонстрировал готовность играть по новым правилам, когда с 1 января снизил тарифы на транзит газа по украинской ГТС. Коболев говорил, что это решение «точно удивит как наших западных партнеров, так и "Газпром"». Тарифы утверждены, «Газпром» удивлен, но почему тогда украинская труба после 2019 года должна остаться пустой?
Теми же опасениями еще до Коболева поделился исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, причем его заявления прозвучали предельно жестко.
Если у главы компании нет уверенности в сохранении украинского транзита, то Витренко вообще огорошил соотечественников — в 2020 году транзита не будет!
По его мнению, это наиболее вероятный сценарий.
Аргумент Витренко о том, что после реализации «Северного потока — 2» России не понадобится украинский маршрут, не выдерживает никакой критики. Едва ли топ-менеджеры компании не могут сложить суммарные мощности обходных трубопроводов и понять, что какие-то объемы газа все равно будут идти через Украину.
Почему тогда «Нафтогаз» закапывает сам себя? Ответить на этот вопрос нетрудно, если представить, что прогнозы Коболева и Витренко сбудутся.
Моделируем ситуацию: трехсторонние переговоры между ЕК, Украиной и Россией провалились, стороны не заключили новый транзитный контракт. К этому моменту построена в лучшем случае первая нитка Eugal — сухопутного отвода от «Северного потока — 2». Вторая нитка «Турецкого потока» на полную мощность заработает не раньше 2022 года.
То есть ЕС рискует недополучить десятки миллиардов кубов российского газа — прокачать их можно только через украинскую трубу, которая стоит без дела. Если нет российского топлива, то Европе нужны новые поставщики.
И тут на выручку спешат американцы со своим сжиженным природным газом (СПГ).
Для его поставок уже создана необходимая инфраструктура — СПГ-терминалы в Европе, которые обладают огромными мощностями и в большинстве своем простаивают. По доброй воле страны ЕС не торопятся их загружать. Но если иного выхода не будет, то придется на радость Трампу закупать «золотой» американский газ.
Так не пытаются ли американцы использовать своих людей в Киеве для давления на Европу?
Обвинения в адрес Германии Коболев озвучил как раз в тот момент, когда пресса сообщила о намерении Вашингтона ввести новые санкции против «Северного потока — 2».
Очевидно, готовность Киева отказаться от транзита должна подтолкнуть немцев к согласию с новой редакцией газовой директивы ЕС, которая может искусственно ограничить пропускную способность трубопровода.
Этот вопрос сегодня стоит на повестке дня. Как отразятся на строительстве и эксплуатации «Северного потока — 2» новые правила, пока неизвестно.
О том, что Коболев является ставленником американцев, эксперты говорят давно. Поддержка Вашингтона помогает ему удержаться в кресле главы «Нафтогаза» даже в условиях конфронтации с правительством премьер-министра Владимира Гройсмана.
При этом Коболев вместе с другой американской креатурой — и. о. министра здравоохранения Ульяной Супрун — возглавляет антирейтинг украинских политиков. Глава «Нафтогаза» превратился в хрестоматийный пример политика, который не стесняется паразитировать на бедности украинского народа. Впрочем, его это не тревожит. До тех пор, пока он все делает правильно, американцы вряд ли позволят сместить его с высокого поста.
В стремлении «подхрюкивать» Вашингтону Украина может навредить всем своим соседям — и европейцам, которым придется раскошелиться на «золотой» американский СПГ, и россиянам, которые в 2020 году частично потеряют рынок сбыта своей продукции.Но больше всего Украина навредит самой себе. В лучших традициях майданной политики.