До парламентских выборов в Латвии, которые должны пройти в начале октября, осталось меньше полугода. И хотя активная предвыборная кампания еще не началась, действия различных политических сил, желающих напомнить о себе, вполне заметны. Поможет ли им это увеличить свою популярность, кто из партий точно будет в новом Сейме, а также под какими лозунгами пройдут грядущие выборы, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал профессор Латвийского университета политолог Юрис РОЗЕНВАЛДС:
— Г‑н Розенвалдс, какие партии имеют реальные шансы пройти в Сейм на осенних парламентских выборах?
— На данный момент гарантированно попадают в Сейм три партии: «Согласие», Союз «зеленых» и крестьян (СЗК) и Национальное объединение. Вопрос лишь в том, сколько депутатских мест они получат и смогут ли они сильно увеличить свое представительство. Мне кажется, что у СЗК есть потенциал роста, всё же это премьерская партия, что играет определенную роль.
Также они усилили свои позиции в регионах после муниципальных выборов, а если они смогут привлечь и городского избирателя, то их фракция будет значительно больше. В свою очередь, Национальное объединение, на мой взгляд, достигло своего потолка, и мне не очень верится, что их поддержка может сильно вырасти.
Конечно, я не исключаю, что они могут получить на одно-два места больше, но их серьезный рост, чтобы у СЗК и Нацблока в сумме получилось больше половины мест в парламенте, я представить не могу. То, что сейчас делает Нацблок, выдвигая довольно радикальные инициативы о том, чтобы предвыборная агитация была только на латышском языке, или же о признании 16 марта отмечаемым днем, — это всё работа на радикальный латышский электорат, попытка заявить о себе и получить дополнительные голоса.
— А если говорить о других партиях, рейтинги которых ниже 5%, какие из них всё же могут оказаться в парламенте?
— С остальными партиями пока у нас неопределенность. Новая консервативная партия, Региональное объединение и «Единство» балансируют на грани прохождения в парламент, но при хорошей кампании могут быть в Сейме. Так, в пользу «Единства» говорит то, что оно сумело сохранить связи с региональными партиями, представители которых будут в его списке. Кроме этого, оно не растеряло поддержку латышской бюрократии, и может смотреть в будущее более оптимистично, чем год назад. Хотя, конечно, его парламентская фракция явно будет сильно меньше.
Новая консервативная партия своей главной целью поставила борьбу с коррупцией и с олигархами и выступает за традиционные ценности. Учитывая тенденции, характерные не только для Латвии, но и для Европы, когда для определенной части избирателей эти темы становятся актуальными, я бы не исключал, что и она может пройти в Сейм.
Что касается Регионального объединения, то у него тоже есть связи в регионах, плюс в него перешли несколько депутатов Сейма из других фракций, и ему по силам повторение своего успеха четырехлетней давности.
Если же говорить о Русском союзе Латвии (РСЛ), то и он, благодаря протестам против школьной реформы, может мобилизовать какую-то часть избирателей. Правда, это означает, что он заберет электорат «Согласия». Эти две партии представляют собой сообщающиеся сосуды. Однако пока я не могу сказать, что РСЛ пользуется широкой поддержкой избирателей и является серьезными соперником «Согласия» в борьбе за голоса русскоязычных избирателей.
Также думаю, что у нас продолжится процесс консолидации и многие политические силы будут стартовать на этих выборах общими списками. Поэтому в ближайшее время мы увидим много объединений между близкими по своим взглядам партиями.
— При таком раскладе какая может быть правительственная коалиция?
— Ясно, что ядро коалиции составят СЗК и Национальное объединение, и вопрос в том, кто будет третьим партнером, если он понадобится. Если пройдет «Единство», то, думаю, это могло бы быть оно. На мой взгляд, все его нынешние действия как раз и направлены на то, чтобы не слишком выделяться и понравиться тому же Нацблоку, голосуя за его поправки.
Однако я думаю, что дрейф в эту сторону может не пойти «Единству» на пользу. Ведь тогда совершенно не ясно, зачем оно нужно, чем отличается от того же Нацблока? Оно же всегда было проевропейски настроенным. И если оно потеряет эту нишу, то очень быстро растворится среди других партий.
То есть, на мой взгляд, движение «Единства» к националистическим позициям создаст для него большие проблемы в будущем.
Конечно, как претендента на роль третьего партнера можно рассмотреть и «новых консерваторов» (НКП), но здесь есть несколько нюансов. Первое: говоря о борьбе с олигархами, они явно имеют в виду Айварса Лембергса — лидера СЗК. И если они сядут с ним за один стол, то мне интересно, как НКП объяснит это своему избирателю.
Правда, могу сказать наверняка, что если эти партии будут вынуждены, то они всё же создадут коалицию, чтобы оставить в оппозиции «Согласие». И я не исключаю того, что все латышские политические силы окажутся в правительстве, а русскоязычные — в оппозиции.
— Вы даже не рассматриваете вариант, где «Согласие» может быть в правительстве?
— Когда я слышу риторику наших латышских политических сил, я ясно вижу, что «Согласию» места в коалиции нет.
Кроме этого, я очень хорошо понимаю, что Союз «зеленых» и крестьян не откажется от сотрудничества с Национальным объединением, а представить коалицию СЗК, «Согласия» и Нацблока я не могу. То есть здесь СЗК надо выбирать или одних, или других.
В то же время для СЗК «Согласие» — это большое неизвестное; как может сложиться их совместная работа, никто не знает. Также надо иметь в виду то, как это воспримут избиратели СЗК и какие у этой партии могут быть проблемы, ведь она окажется под огнем критики. В этом смысле Национальное объединение для них пусть и несколько проблемный, но всё же проверенный и прогнозируемый партнер, с которым они могут договориться.
— Получается, что этнические вопросы в Латвии всё еще продолжат оставаться актуальными?
— Конечно, ведь они являются самым действенным средством мобилизации избирателя. Посмотрите, какую активность развело Национальное объединение, и я думаю, что подобные инициативы с их стороны в ближайшее время мы еще увидим. Также, если мы говорим о грядущей реформе образования, обучении только на латышском языке, эта тема явно будет основной для Русского союза Латвии. В связи этим никуда не уйдут и отношения с Россией, и латышские партии явно скажут об опасности с востока.
Естественно, помимо этого, будут и другие актуальные вопросы, и у нас есть все возможности превратить предвыборную кампанию в разбирательство с «мешками КГБ». Ведь разговоры об их открытии идут. Также в любом случае одним из вопросов будет тема коррупции, на чём попытается построить кампанию Новая консервативная партия. Особенно учитывая последние события, связанные с банковской сферой и обыском у президента Банка Латвии Илмара Римшевича.
Актуальной будет и налоговая реформа, последствия которой мы как раз увидим ближе к лету. Явно будет продвигаться и скандал с возможным мошенничеством, связанным с «зелеными» электростанциями. То есть экономические вопросы никуда не уйдут, но тем не менее все они будут подаваться под соусом межэтнических проблем. Печально, что если одни политические силы задают тон, актуализируя эти темы, то все остальные партии им подыгрывают. Так как для них всех это является вопросом политической целесообразности.