Главы правительств Литвы, Латвии и Эстонии не поддерживают введение санкций ЕС против Польши. Выступление стран Балтии против применения санкций в отношении Варшавы объясняется в первую очередь тем, что после «брексита» Польша становится главным союзником США в Европе и в конфликте Варшавы с Брюсселем и Берлином администрация Дональда Трампа поддерживает команду Ярослава Качиньского. Вот только быть уверенной в поддержке Прибалтики в критическую для себя минуту Польша не может: уж очень велика зависимость Вильнюса, Риги и Таллина от денег Евросоюза.
В конце прошлого года Еврокомиссия запустила процедуру по применению статьи 7 Договора о Европейском союзе, предусматривающую лишение Польши права голоса в Совете ЕС. Варшаве было дано три месяца на то, чтобы отказаться от реформы Конституционного суда, подрывающей, по мнению Брюсселя, принцип верховенства закона.
Если руководство страны не выполнит требований Евросоюза, вопрос о санкциях против Польши будет вынесен на голосование Совета ЕС. Для принятия решения о санкциях необходимо, чтобы их поддержали не менее 22 стран — членов ЕС. Чтобы санкции не прошли, нужно, чтобы против их применения выступили более пяти стран ЕС.
До сих пор чаша весов в Европейском союзе склонялась не в сторону Польши. Гарантированную поддержку Варшаве заявил только ее главный консервативный союзник и единомышленник в Европе — Венгрия, у которой такой же конфликт с Брюсселем, как у команды Ярослава Качиньского.
Сохранялась вероятность поддержки Польши и другими странами Вышеградской четверки — Чехией и Словакией, а также Австрией, которую Евросоюз уже лишал права голоса в Совете ЕС за попадание в правящую коалицию крайне правой Австрийской партии свободы (АПС). В прошлом году АПС вновь пришла к власти, и теперь официальная Вена относится к консервативной Польше с симпатией и пониманием.
Но даже если бы все потенциальные союзники вступились за Польшу, то больше пяти стран в любом случае не набралось бы, и дело медленно, но верно шло к санкциям.
Теперь ситуация резко поменялась.
Страны Балтии выступили против применения санкций к Польше и заявили, что на Совете ЕС они поддержат Варшаву.
Прибалтийский демарш против Брюсселя состоялся по итогам встречи глав правительств Литвы, Латвии и Эстонии с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, которая прошла в Вильнюсе 9 марта.
«Нам не нравится, что Польша может столкнуться с какими-либо санкциями», — сказал премьер-министр Латвии Марис Кучинскис.
«Мы не можем допустить, чтобы дело зашло так далеко, потому что путем переговоров мы можем достичь совместной позиции в ЕС», — прокомментировал возможность введения санкций эстонский премьер Юри Ратас.
Глава правительства Литвы Саулюс Сквернялис лаконично подтвердил: если ЕС введет жесткие санкции против Польши, Литва будет поддерживать своего соседа.
Всё это было заявлено после переговоров с польским премьером. Варшава может записать себе в актив серьезную тактическую победу: с поддержкой еще трех стран — членов ЕС у нее теперь намного больше шансов провалить голосование по санкциям.
Ключевой вопрос: как стала возможна эта победа? Ведь Прибалтику до сих пор никто не наблюдал в рядах евроскептиков, призывающих к реформам в ЕС и одобряющих деятельность польской правящей партии «Право и справедливость».
Прибалтийские правительства в первую очередь волнуются о бесперебойном выделении дотаций из еврофондов. Прибалтийские лидеры больше всего интересуются перспективой своего трудоустройства в Брюсселе и продолжения карьеры на высоких хлебных должностях в Еврокомиссии. И то, и другое окажется под угрозой, если в конфликте Польши и ЕС Литва, Латвия и Эстония поддержат Польшу.
Самый очевидный ответ состоит в том, что после «брексита» Польша становится главным союзником Соединенных Штатов в Евросоюзе и другим американским союзникам — странам Балтии — из Вашингтона настоятельно рекомендовали придерживаться принципа «один за всех и все за одного».
Американская группа влияния становится всё более востребованной у администрации Дональда Трампа в условиях деградирующих отношений со странами Западной Европы. Белый дом ввел «заградительные» пошлины на импорт стали и алюминия в США, что вызвало возмущение у экспортеров в странах ЕС. Правительство Германии объявило американские пошлины противозаконными и совместно с Францией призвало все страны Евросоюза быть едиными и дать скоординированный ответ произволу Белого дома.
Поэтому Вашингтону выгоден конфликт Польши с Брюсселем и Берлином. Он как раз подрывает единство Евросоюза и не дает ему стать коллективным субъектом в отношениях с США. Американцы заинтересованы в том, чтобы антипольского консенсуса в Европе не было, чтобы конфликт Варшавы с Брюсселем углублялся и расширялся. Расширялся в том числе территориально, перерастая в конфликт всей «Новой Европы» со странами — основателями ЕС.
Страны Прибалтики, объявляя себя союзниками Польши, выступают прежде всего как союзники США.
Надежный ли из Прибалтики союзник и может ли Варшава быть уверена в поддержке Литвы, Латвии и Эстонии? Нет. Прибалтийские руководители уже не раз доказали, что, когда над ними нависает угроза впасть в немилость в Брюсселе и столкнуться с трудностями при получении денег из еврофондов, они начинают вести себя противоречиво и непоследовательно.
Три года назад Литва, Латвия и Эстония вместе с большинством стран Центральной и Восточной Европы категорически отказались размещать у себя беженцев из стран Азии и Африки. Прошло несколько месяцев, и прибалтийские руководители покорно согласились на миграционные квоты Евросоюза, причем эти квоты были в несколько раз больше тех, против которых они взбунтовались изначально.
Польша, Венгрия или Чехия в аналогичной ситуации пошли до конца, так и не согласившись принимать у себя мигрантов. Но в Прибалтике, которая всегда была у Брюсселя на хорошем счету и славилась примерным поведением, страх утратить расположение Евросоюза и впасть в немилость пересилил даже извечную восточноевропейскую ксенофобию.
Больше того, из-за позиции ЕС страны Балтии в прошлом году посмели пойти наперекор США, проголосовав против американской резолюции о признании Иерусалима столицей Израиля.
Евросоюз был настроен категорически против этой резолюции, и в очередной семейной ссоре Америки с Европой Латвия воздержалась, а Литва и Эстония заняли сторону Европы.
Поэтому нет никаких гарантий, что при голосовании о введении санкций против Польши Прибалтика выступит на стороне Польши.
С такой же убежденностью эти страны выступали против принудительных квот на размещение беженцев, а потом в Вильнюс, Ригу и Таллин звонили люди из Брюсселя и находили для местных руководителей нужные аргументы.
Какие аргументы приводит дотационным странам Балтии финансирующий их Евросоюз, довольно-таки очевидно. Приведет он их и по поводу Польши. И эти аргументы снова могут оказаться убедительными.