Чем завершится газовое противостояние между Украиной и Россией?
Валерий Иванчик
В конце февраля — начале марта началась очередная «газовая война» между Украиной и Россией, как ее окрестили многие СМИ. Однако это противостояние имеет больше медийный характер, фактически не затрагивая рядовых украинских потребителей энергоносителей, в отличие от произошедшего в 2009 году. Киев и Москва продолжат добиваться правды, как ее видит каждая сторона, в Стокгольмском арбитраже. Вероятнее всего, этот процесс затянется до конца 2019 года, когда истекут сроки действия контрактов на поставку и транзит газа, заключенных в 2009 году. Наибольшая интрига же состоит в том, как будут развиваться события после 2019 года, когда в эксплуатацию могут быть введены газопроводы в обход Украины.
Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма 28 февраля вынес решение по иску «Нафтогаза Украины» о контракте на транзит газа от 2009 года. Суд удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому» на сумму 4,63 млрд долларов, которые российский концерн должен компенсировать украинской госкомпании за недопоставку согласованных для транзита через Украину объемов газа. С учетом решения Арбитража по контракту на поставку газа «Газпрому» необходимо выплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долларов. Однако российская компания заявила
С 1 марта на Украине начался газовый кризис на фоне резкого похолодания. Руководство «Нафтогаза» и киевские власти в целом объяснили это тем, что «Газпром» отказался поставлять газ и вернул предоплату, мотивируя это отсутствием дополнительного соглашения к контрактам от 2009 года, а также снизил давление на входе в украинскую газотранспортную систему (ГТС).
Согласно решению Стокгольмского арбитража, до конца 2019 года Украина обязана ежегодно закупать 4–5 млрд кубометров газа у «Газпрома»; c конца ноября 2015 года закупки газа напрямую у РФ были прекращены, что является предметом гордости послемайданных властей.
По словам украинских чиновников, ежесуточный дефицит газа составлял 10 млн кубометров, экономить которые решено было за счет снижения лимитов потребления промышленных предприятий, закрытия образовательных учреждений и перевода ТЭЦ с газа на мазут. Впрочем, раздутая паника в СМИ вызывала множество вопросов, учитывая, что активного «голубого топлива» в подземных хранилищах газа на тот момент было около 4,8 млрд кубометров при максимальном суточном подъеме в 120 млн кубометров.
Буквально через день-два киевские власти заявили о стабилизации ситуации с газоснабжением, обосновав это принятыми мерами экономии и закупкой 60 млн кубометров газа у Польши.
Правда, 1 тыс. кубометров газа из Польши обошлась Украине примерно в 1 тыс. долларов, что вчетверо дороже газпромовских цен по долгосрочным контрактам. Не исключено, что не обошлось без финансового интереса украинских правящих, ведь в СМИ всплывали следующие сведения: закупки реверсного газа осуществляются через компании-посредники, принадлежащие представителям высшего руководства страны.
«Газпром» 2 марта объявил о начале процедуры расторжения контрактов на транзит и поставку газа с «Нафтогазом». Однако в одностороннем порядке их разорвать невозможно, по этому поводу нужно обращаться опять-таки в Стокгольмский арбитраж. Насколько затянется процесс разрыва контрактов, неизвестно. Вполне вероятно, что решение Арбитража не будет вынесено до конца срока их действия — 31 декабря 2019 года.
Намерение продолжить судиться в Стокгольмском арбитраже выразило и руководство «Нафтогаза». Госкомпания планирует подать иск относительно пересмотра тарифов на транзит газа, поскольку, по мнению коммерческого директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, Украина недополучила примерно 20 млрд долларов из-за заниженных транзитных ставок.
Принимая во внимание факт того, что ставки на транзит газа через Украину куда выше, чем в соседних странах ЕС, требование пересмотра платы за транзит станет еще одним аргументом в пользу запуска газопровода «Северный поток — 2», грозящего Украине утратой львиной доли транзитной ренты.
Когда «Нафтогаз» объявлял о начале процедуры судебного разбирательства с «Газпромом», украинским потребителям газа обещали снижение тарифов на «голубое топливо» в случае победы. Формально победа одержана, но, вероятнее всего, цены на газ для населения и коммунальных предприятий продолжат свой рост ввиду необходимости получения кредита от Международного валютного фонда (МВФ настаивает на повышении тарифов — прим. RuBaltic.Ru).
Кроме того, в случае запуска обходных трубопроводов неизбежно повысятся тарифы на транспортировку газа по Украине, а также потребуются дополнительные расходы на оптимизацию газотранспортной системы, на которую завязана система газораспределительная, — всё это будет заложено в конечную цену «голубого топлива» для населения и промышленности.
Да и сохранится ли ГТС Украины в полноценной собственности государства — большой вопрос. На последней Мюнхенской конференции по безопасности Петр Порошенко заявил, что десять зарубежных компаний готовы взять в управление украинскую ГТС. А глава «Нафтогаза» Андрей Коболев призвал Верховную раду в максимально короткие сроки изменить законодательство с целью допуска зарубежных компаний к управлению украинскими магистральными газопроводами. По мнению Киева, этот шаг позволит пролоббировать на европейском уровне сохранение за Украиной статуса страны-транзитера.
Окончательные итоги газового противостояния можно будет подводить по завершении 2019 года.