Политика Политика

Литва пьет больше всех в мире, пока Россия побеждает алкоголизм

Литва подтвердила звание самой пьющей страны в мире. «Почетное» первое место по пьянству гордая прибалтийская республика держит уже который год подряд, тогда как в России международные организации фиксируют рекордное снижение потребления алкоголя. Эти факты многое объясняют о внутренней ситуации в Литве и русофобии ее руководства: пьяные истерики литовских СМИ и политиков в адрес России вызваны банальной завистью к более успешному непьющему соседу.

Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала традиционный доклад Health at a Glance с основными показателями здоровья населения в мире. В качестве показателя физического и психического здоровья ОЭСР приводит статистику потребления алкоголя.

В результате исследования мировым рекордсменом по алкоголизму в очередной раз признается Литва.

С показателем 12,3 литра алкоголя, что выпивает средний житель Литвы в год, наследники Витовта Великого с «завидным» постоянством становятся самыми пьющими людьми в мире.

Для сравнения: Латвия в рейтинге ОЭСР занимает седьмое место (11,2 литра алкоголя на человека), Эстония — четырнадцатое (10,3 литра). То есть запредельный литовский алкоголизм — это не региональное, прибалтийское, а исключительно литовское явление. Литовцев за самую пьющую нацию в мире признает не только Организация экономического сотрудничества и развития. Каждый доклад Всемирной организации здравоохранения о проблемах злоупотребления алкоголем подтверждает: Литва — самая пьющая в мире.

Что же касается России, о которой литовские политики издревле любят говорить, что она вот-вот загнется от водки под забором, то те же международные организации сходятся в том, что самая большая страна мира добилась феноменальных успехов в борьбе против пьянства.

Организация экономического сотрудничества и развития в последнем исследовании признает, что уровень употребления алкоголя в России с 2007 года существенно снизился. Сегодня по показателю потребления алкоголя на душу населения Россия занимает девятое место — 11,1 литра.

За месяц до отчета ОЭСР было заявление Всемирной организации здравоохранения, которая также признает: с 2003 года цифры алкоголизма в России непрерывно снижаются. К 2016 году этот показатель снизился на 43% и продолжает снижаться. То есть можно говорить о двукратном сокращении алкоголизма.

«Заболеваемость алкогольными психозами снизилась с 2010 по 2018 год с 70,4 до 32 на 100 тысяч населения. По данным Росстата, общее количество больных с диагнозом "зависимость от алкоголя" (алкоголизм), включая алкогольные психозы, с 2008 по 2017 год сократилось с 2,08 миллиона человек до 1,3 миллиона человек (с 1,46% до 0,88% населения)», — комментирует данные ВОЗ российский Минздрав.

Получается занятная тенденция.

Пока Россия год за годом снижает темпы потребления алкоголя, Литва из года в год удерживает звание самой пьющей страны в мире.

Истоки российских достижений в области борьбы с пьянством отдельно изучаются как международными экспертами, так и специалистами в самой России. Всемирная организация здравоохранения называет отрезвление нации заслугой российских властей. Правительство не рубило с плеча, как при Горбачеве, а десятилетиями проводило аккуратную антиалкогольную политику. Запрет продажи алкоголя по ночам, плавное повышение акцизов на спиртное, мониторинг производства и продажи алкогольной продукции.

В самой России на очевидные перемены смотрят более широко. Даже после принудительного повышения минимальной цены бутылка водки в стране все равно стоит копейки, однако покупать и распивать ее — непозволительная роскошь. Жизнь в России бурлит, каждому надо крутиться, пока есть возможности, и уходить в запой россияне в массе своей просто не могут себе позволить.

Поэтому запойный алкоголизм как массовое явление почти исчез из жизни российских городов-миллионников. В них слишком много возможностей заработать, слишком много вариантов досуга и слишком много автовладельцев, чтобы было нормально «нажираться» каждый вечер.

Это в брежневские времена пить было нормой; теперь массовый алкоголизм — социальная болезнь малых депрессивных городов и сел, где нет работы и возможности достойно проводить время. Никто в России не отрицает существования таких мест, но никто и не признает происходящее там нормальным.

И тем более никто не говорит об «истории успеха», прогрессивных достижениях и образцовом развитии, как это делает Литва, которая, в сущности, является той же вымирающей, депрессивной, горько пьющей провинцией.

Всем же понятно, почему литовцы пьют больше всех в мире. Страна находится в числе европейских и мировых рекордсменов по сокращению населения, по эмиграции молодежи, по самоубийствам. Как тут не пить с безнадеги? Тот, кто хотел себе полноценной яркой жизни с хорошей работой и интересным досугом, давно улетел из Литвы на лоукостере в Лондон. Оставшимся остается пить запоями, заливая литрами алкоголя глухую тоску по несбывшейся мечте о счастливой европейской стране.

На повальность литовского пьянства обращают внимание даже проезжающие там российские либералы, которым в наследство от советского диссидентства досталось очень лояльное отношение к Прибалтике.

«В Литве пьют повально. Все — литовцы, поляки, русские. Национальности там не разберешь, острого языкового вопроса нет, все говорят по-литовски, литовцы неплохо знают русский, польский. В Литве везде валяются пьяные. Я была в этой стране всегда только транзитом и в каждый свой приезд видела смертельно пьяных: в последний раз я провела в Вильнюсе полчаса, за это время успела сходить в супермаркет, однако все равно видела несколько валявшихся, сидевших и спавших пьяных», — писала в прошлом году либеральная журналистка из Санкт-Петербурга Анастасия Миронова.

В самой Литве тем временем продолжают писать о «загибающейся от водки под забором рашке» с нездоровой фиксацией на теме водки в помойных пасквилях о Калининграде и Санкт-Петербурге, куда литовцы получили возможность ездить по электронным визам.

Цель пасквилей — отговорить литовцев от этих поездок. Чтобы они не увидели, что Россия — куда более трезвая страна, чем Литва.

Для литовского политического класса ведь непереносима мысль, что Россия оказалась стратегически успешнее Литвы. Что всему их членству в ЕС, НАТО и прочих «элитных западных клубах» грош цена, потому что все равно от водки под забором в итоге загибается не Россия, а Литва.

От осознания этого литовские «патриоты» и пьют по-черному. От этого их пьяные истерики в адрес восточного соседа. Это банальная зависть к соседу, который больше, богаче, крепко стоит на ногах и не пьет.

Читайте также
6 ноября 2019
Прибалтика выходит на новый виток обострения русофобии, потому что иного смысла в своем существовании так и не обнаружила.
6 ноября 2019
Этой осенью отмечен стремительный рост военно-политической активности блока НАТО в Балтийском регионе, в непосредственной близости от границ Беларуси.
29 октября 2019
Перебравшиеся в Прибалтику российские политэмигранты уже не в первый раз жалуются на царящий там национализм.
7 ноября 2019
Визит в Хельсинки президента Литвы Гитанаса Науседы отметился публичным спором с президентом Финляндии Саули Ниинистё о России.