Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен в интервью немецкому телеканалу ZDF заявила о намерении оказывать поддержку антиправительственным настроениям среди польской молодежи. Официальная Варшава оперативно отреагировала на такое заявление, назвав его «недопустимым». Польско-немецкий диалог сегодня пребывает в крайне холодной стадии, а после выборов в ФРГ отношения между двумя странами с большой долей вероятности ухудшатся.
«Мы должны поддерживать в Польше это здоровое демократическое сопротивление молодого поколения. Нашей задачей является поддерживать дискурс, вести споры с Польшей и Венгрией. Поэтому я считаю, что мы не должны двигаться вперед в слишком маленьких группах, а должны постоянно пытаться влечь за собой всю Европу», — сказала глава Минобороны ФРГ.
На эти слова оперативно и жестко отреагировали в Польше, расценив их как грубое вмешательство во внутренние дела страны. Министр обороны Антони Мацеревич вызвал атташе немецкого оборонного ведомства для дачи объяснений по этому вопросу. Явившийся на ковер представитель ФРГ попытался сгладить ситуацию, заявив, что слова Урсулы фон дер Ляйен были вырваны из контекста и, кроме того, прозвучали на телевизионном ток-шоу, которое не является местом, где формируется немецкая внешняя политика. Однако данные объяснения не удовлетворили польскую сторону.
«Министерство обороны (МО) не может принять к сведению эти объяснения. МО считает, что является недопустимым, что министр государства — члена Североатлантического альянса… призывает членов другого государства к антиправительственной деятельности», — подчеркнула пресс-секретарь польского оборонного ведомства.
Высказал свое мнение по этому поводу и глава польского МИД Витольд Ващиковский. Ващиковский отметил, что последние два года немецкие политики заявляли, что они сохраняют нейтралитет и не вмешиваются во внутрипольские дела, а все публикации в немецких СМИ, критикующие действия Варшавы, объясняли их «независимостью». Однако сейчас, по его словам, польские власти «наконец поймали немецких политиков на том, что они пытаются вмешиваться во внутренние дела Польши». Ващиковский также назвал подобные заявления Урсулы фон дер Ляйен недопустимыми.
Следует отметить, что трения в отношениях между Берлином и Варшавой стали возникать после прихода к власти в результате победы на парламентских выборах партии «Право и справедливость» («ПиС»).
Германия через подконтрольные ей структуры Евросоюза стала всячески содействовать либеральным оппозиционерам из «Гражданской платформы», проигравшим на выборах. Громкие акции протеста оппозиции в «защиту демократии» и против «узурпации власти со стороны правительства “ПиС”» получали широкую информационную поддержку в либеральных европейских СМИ и были поддержаны функционерами ЕС.
Так, в июле этого года Еврокомиссия хотела привлечь Польшу к ответственности за нарушение законодательства ЕС из-за судебной реформы, которую инициировали «Право и справедливость». При этом ряд правых польских политиков и журналистов открыто заявлял, что за всеми масштабными акциями либеральной фронды стоит Германия.
Еще одна точка противостояния между Варшавой и Брюсселем возникла из-за полного нежелания Польши принимать беженцев из стран Африки и Ближнего Востока. При этом в данном случае «ПиС» опираются на поддержку своих избирателей, которые категорически не хотят видеть культурно чуждых им эмигрантов в своей стране.
В свою очередь польские власти тоже нашли болевую, по их мнению, для Берлина точку, потребовав от Германии репараций за ущерб, нанесенный в годы Второй мировой войны. Эти требования были официально озвучены премьер-министром Беатой Шидло и главой Минобороны Антони Мацеревичем.
На днях энтузиазма сторонникам выплаты репараций в Польше прибавило решение итальянского суда. В ноябре 1943 года гитлеровцы расстреляли 128 мирных жителей итальянского поселения Пьетрансьери, которых они подозревали в связях с партизанами. Газета La Repubblica сообщила, что суд города Сульмона в регионе Абруццо вынес «исторический приговор» о том, что Германия, как «страна — преемник Третьего рейха», признана виновной в убийствах в лесу возле поселения Пьетрансьери. В соответствии с постановлением суда Германия должна выплатить 1,6 млн евро коммуне Роккаразо, на территории которой произошла казнь, и 5 млн евро наследникам жертв.
Это решение вызвало большое воодушевление у некоторых поляков. Так, на портале fakty.interia.pl самую высокую оценку получил следующий комментарий к этой новости:
«Можно? Можно! Германия за преступления, совершенные в Польше во время Второй мировой войны, должна нам 25 триллионов злотых (1 польский злотый равен 0,27 доллара США — прим. RuBaltic.Ru). Получается по 660 000 злотых для каждого поляка, примерно два миллиона злотых для каждой польской семьи из трех человек. Время для справедливости — мы, поляки, будем путешествовать и отдыхать, а потомки гитлеровских зверей будут на нас работать и платить, платить :-) :-) :-). В суд с ними!» — пишет пользователь под ником JanNowak.
Данный комментарий получил небывалое одобрение читателей — более 7 тысяч лайков при минимальном количестве дизлайков.
Такая реакция интернет-пользователей свидетельствует о том , что определенная часть польского общества поддерживает линию своего правительства на конфронтацию с Германией и его действия по взысканию с нее репараций.
Вероятно, идя на поводу у подобных настроений общественности, глава МИД Витольд Ващиковский в интервью изданию wPolityce.pl прокомментировал решение итальянского суда следующим образом:
«Это может быть ориентиром, как действовать в этих вопросах. Безусловно, стоит изучить этот приговор, стоит изучить действия итальянского суда, и это может быть ориентиром для наших судов, как выносить приговоры в этом вопросе», — отметил он.
В целом же правительство «ПиС» с одной стороны и немецкие власти — с другой, при показной доброжелательности друг к другу, продолжают вести политику, направленную на обострение взаимных отношений. Так, издание pikio.pl отмечает, что «так плохо в польско-немецких отношениях в III Речи Посполитой еще не было».
«Очевидно, что отношения польско-немецкие всё хуже и хуже и обе стороны не намерены понижать тон и позволяют себе всё более острые дипломатические акты. Ничто не указывает на то, чтобы отношения в ближайшее время могли потеплеть. По словам экспертов, это самый трудный период для польско-немецких отношений за последнее время», — резюмирует издание.
Аналитик издания Polityka Марек Сверчиньский отмечает, что после выборов в Германии ее политика в отношении Польши еще ужесточится:
«С другой стороны, ни для кого не должно быть сюрпризом, что нынешние правительства в Варшаве и Будапеште не относятся к фаворитам Берлина, а после выборов, когда новую коалицию в Германии, вероятно, вместе с ХДС/ХСС создадут партии, сильно выступающие в защиту европейских и демократических ценностей, риторика может ужесточиться», — прогнозирует он.
Таким образом, можно констатировать, что польско-германские отношения действительно переживают не лучшие времена и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшем будущем.