Политика Политика

В Литве любят Путина и «кремлевскую пропаганду»

Абсолютное большинство представителей нацменьшинств Литвы ежедневно смотрят российские телеканалы. Около трети этнических литовцев, признавшихся в любви к «путинскому зомбоящику» заявили, что симпатизируют хозяину Кремля. С поправкой на специфику Литвы и тех, кто не решился вслух сообщить о поддержке российского президента, реальная цифра симпатизирующих России и Путину в стране еще выше.

Литовское телевидение, ссылаясь на данные социологов, утверждает

, что абсолютное большинство представителей нацменьшинств Литвы предпочитает российское телевидение литовскому. Более 60% граждан Литвы нелитовской национальности ежедневно смотрит российские телеканалы, тогда как государственный телеканал LRT предпочитает смотреть 31% из них. Другие литовские телеканалы смотрит 33% опрошенных представителей нацменьшинств.

По мнению литовских политиков и чиновников, любовь телезрителя к российским ток‑шоу и сериалам отрицательно сказывается на политических предпочтениях. Каждый четвертый гражданин Литвы, смотрящий российские телеканалы, сказал, что ему нравится президент России Владимир Путин.

Большинство представителей нацменьшинств Литвы предпочитают российские телеканалы литовским

Конечно, среди нацменьшинств ситуация еще более тревожна: 70% поляков и русских, смотрящих российские телеканалы, поддерживают российского президента и проводимую им политику. И даже среди титульного населения приверженность к продукции «кремлевской пропаганды» приводит к фатальным последствиям: 7% этнических литовцев обвиняют США и НАТО в разжигании конфликта на Украине.

В сухом остатке:

Нацменьшинства Литвы предпочитают российские телеканалы литовским, а треть этнических литовцев, смотрящих российское ТВ, симпатизируют Путину и поддерживают политику России.

Цифры «неприятные», учитывая, что Литва считается самой антироссийски настроенной страной НАТО и Евросоюза, а антироссийская обработка литовской властью своего населения продолжается уже много лет. Учитывая масштабы демонизации восточного соседа в Литве, реальные цифры поддержки России и ее действий на международной арене должны быть намного выше.

Если треть аудитории российского телевидения решилась признаться социологам в своих симпатиях к Путину, то можно смело утверждать, что еще треть не решилась и промолчала.

Неудивительно, что литовские политики все эти годы так нервничают, ищут в рядах сограждан «пятую колонну», вещают про «кремлевскую пропаганду», отключают российские телеканалы и собирают в Сейме круглые столы по борьбе с «мягкой силой» Кремля. При тех данных, которыми они располагают, их поведение оправданно и объяснимо.

Вот и ныне опубликованная информация побудила профессиональных патриотов Литвы призвать к бдительности. Депутаты от партии консерваторов Витаутас Кернагис и Лауринас Кащюнас призвали Сейм разобраться с ситуацией, когда зритель из Литвы выбирает не национальное телевидение, а российское.

Лауринас Кащюнас

«Ландсбергисты» называют культуру России неотъемлемой частью пропаганды, в которой телевидение играет роль «мягкой силы». Роль эта угрожающе возрастает. По данным консерваторов, в 2007 году в течение одной недели литовские телекомпании транслировали 79 часов российской продукции, в 2016‑ом — 151 час, а в 2017‑м — уже 198 часов. Особо Кернагис и Кащюнас подчеркивают обилие сериалов, которые предпочитают смотреть граждане Литвы.

Витаутас Кернагис 

Исходя из всей этой статистики, «ландсбергисты» обратились к председателю Комиссии по конкуренции Шарунасу Кезераускасу с просьбой выяснить, не занимаются ли телеканалы РФ демпингом. Иными словами, изыскивается возможность российские телеканалы в очередной раз, если не запретить, то как‑нибудь еще «поприжать».

И от таких намерений становится ясно, почему многие литовские зрители предпочитают российское телевидение литовскому, а Владимиру Путину симпатизируют больше, чем местным политикам.

Российский лидер и российское телевидение выглядят в разы ярче, современнее и моложе, чем их литовские аналоги, от которых за версту несет провинциальностью и «совком».

Потому что просчитывать варианты, под каким бы благовидным предлогом запретить людям смотреть то, что им нравится, и думать, что от этого изменятся их политические симпатии — это самый настоящий махровый «совок».

Послы Литвы, Латвии и Эстонии во Франции только что возмущались, что французские СМИ называют их страны постсоветскими. Абсолютно справедливо они возмущались: страны Прибалтики никакие не постсоветские. Они просто советские. Литва так уж точно. Приставка «пост» к ней не применима, потому что советское в литовской политике современно и актуально.

Литва, может, и вышла из Советского Союза, но Советский Союз из нее не вышел.

Он сохранился в головах у литовских политиков, которые уничтожили в Литве лучшее, что было в СССР, но упорно воспроизводят худшие советские практики.

К таковым относится как раз отключение или ограничение вещания российских телеканалов, вызываемое естественной ревностью, что литовцы смотрят российское телевидение вместо литовского, а к российскому президенту относятся с большим уважением, чем к собственной «элитке».

Даля Грибаускайте

Предполагается, что если ограничить литовского телезрителя тем или иным способом в просмотре российских сериалов и показывать ему вместо этого с утра до ночи Далю Грибаускайте, то он утратит симпатии к Владимиру Путину и проникнется гордостью и любовью к собственному Национальному Лидеру. Что там российские музыкальные шоу и сериалы по сравнению с дедулей Ландсбергисом, что там спортивные трансляции и телефильмы по сравнению с литовскими выпусками новостей, без малого полностью посвященными «русской угрозе»!

У литовцев просто дурной вкус, если между российской телекартинкой с Путиным и литовской телекартинкой с Грибаускайте они выбирают Путина. Значит, надо этого выбора их лишить и всё сразу станет в порядке.

В таком духе в России в последний раз рассуждали инструкторы по идеологической работе, политруки и секретари отделов по агитации и пропаганде в начале 1980‑х годов. В Литве в XXI веке патентованные антисоветчики — «ландсбергисты» и подконтрольная им администрация президента Грибаускайте рассуждают так до сих пор.