Провал по всем фронтам: чем закончилась первая попытка Зеленского прекратить войну
Алексей Ильяшевич
Режим прекращения огня в Донбассе действует с 21 июля — это первое перемирие при президенте Зеленском. Для нового главы государства было важно показать, что он хочет и может положить конец кровопролитию в так называемой зоне Операции объединенных сил (ООС). Но первый блин, как и положено, вышел комом: ВСУ продолжают нести потери, западные союзники игнорируют предложения Зеленского, а сам он предпринимает неуклюжую попытку «соскочить» с Минских соглашений.
Очередное «хлебное перемирие» в Донбассе начиналось обнадеживающе. Анонсируя его, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Роман Бессмертный выделил сразу несколько новшеств: впервые режим прекращения огня накладывает запрет на применение любого оружия и впервые предусмотрена ответственность за его нарушения.
Зеленский, как выяснилось, действительно попытался привлечь к ответственности нарушителей. Разведка Луганской и Донецкой народных республик (ЛДНР) сообщала о том, что сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) прибывают на передовую и расследуют факты неспровоцированных обстрелов. Один из военнослужащих, не выдержав оказанного давления, даже попытался покончить с собой. Словом, сотрудники СБУ — первой структуры, в которой Зеленский провел масштабную чистку руководящего звена, — получили установку не цацкаться с военными.
Определенный эффект это возымело. Хоть режим прекращения огня и не продержался больше суток, количество обстрелов с обеих сторон снизилось в десятки, если не в сотни раз. В отдельные дни ВСУ вообще не фиксировало обстрелов со стороны противника (впрочем, на территорию республик «подарки» все равно прилетали регулярно).
Первое перемирие Зеленского заслуженно можно назвать самым тихим за последние годы. Но удержать контроль над ситуацией президент Украины все равно не смог.
6 августа Киев заявил о гибели сразу четырех украинских военнослужащих. «Бойцы 36-й бригады морской пехоты занимались инженерным оборудованием позиций взводно-опорного пункта, когда боевики коварно открыли огонь из ручного противотанкового гранатомета», — сообщил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Данилюк.
В ДНР эту информацию опровергли: украинские военные якобы погибли в четырех километрах от линии фронта, а гранатометы на такое расстояние не стреляют.
Как бы то ни было, ответа Киева долго ждать не пришлось. 9 августа под массированным огнем ВСУ оказался прифронтовой поселок Коминтерново. После этого глава ДНР Денис Пушилин отдал приказ открывать огонь на поражение по каждому нарушителю режима тишины.
Говорить о срыве перемирия было бы некорректно (количество обстрелов за последние дни существенно не выросло). Но и ждать прекращения кровопролития после недавних событий уже не приходится.
В гибели четырех бойцов ВСУ Зеленский увидел повод провести экстренное заседание «нормандской четверки» — лидеров Германии, Франции, России и Украины. Ситуация сложилась просто анекдотичная. На призыв Зеленского сходу никто не отреагировал. Тогда возбужденный президент Незалежной позвонил Путину и обсудил среди прочего перспективы организации новой «нормандской встречи», но никакой конкретики не услышал.
После этого о намерении срочно собрать «четверку» Зеленский сообщил Эммануэлю Макрону. Тот поддержал идею и пообещал в скором времени поговорить с Путиным и Меркель. Время, видимо, до сих пор не пришло…
Спонтанный дипломатический порыв Зеленского явно не оценили ни в Москве, ни в Париже, ни в Берлине.
Экстренно собрать «нормандскую четверку» у президента Украины уже не получится. Если она и соберется, то явно не по указке из Киева.
На волне беспокойства за судьбу перемирия Зеленский выдвинул еще одно знаковое предложение: расширить «нормандский формат», подключив к переговорному процессу представителей США и Великобритании. Американцы вяло ответили, что они вроде как желают участвовать в решении конфликта, но для создания любого нового формата нужно согласие всех сторон. А вот Париж оказался предельно конкретен. «Франция и Германия ведут регулярный диалог и действуют в тесном сотрудничестве со специальным представителем Государственного департамента США по вопросам Украины Куртом Волкером. Вопрос о расширении нормандского формата не находится в повестке дня», — говорится
Возможность расширить переговорную площадку Зеленский «прощупывал» и раньше. Уже тогда можно было понять, что у этой затеи нет никаких перспектив: ни Европа, ни Россия, ни сами США ее не поддерживают. Настаивать на создании нового формата значит гарантированно сесть в лужу.
Конечно, президент Украины еще не силен во внешней политике, но почему никто из советников не объясняет ему элементарные вещи? С другой стороны, поведение Зеленского выглядит вполне логично.
От недостатка содержания рождается стремление изменить форму — создать иллюзию, что процесс мирного урегулирования выходит на новую стадию.
В действительности же ничего нового не происходит. Официальный Киев по-прежнему не знает, что делать с Донбассом.
В этих условиях прямые переговоры Зеленского с Путиным лишены смысла. Президенту Украины элементарно нечего сказать: Минские соглашения его не устраивают, а новую концепцию он предложить не может.
Последний телефонный разговор двух лидеров это наглядно продемонстрировал. Сообщается, что Зеленский отверг потребность закреплять особый статус Донбасса в Конституции: дескать, все украинцы для него равны, всех он будет любить одинаково. Зачем кого-то выделять?
«Владимир Зеленский подчеркнул, что будет защищать права всех украинцев, независимо от того, где они находятся, и для этого нет необходимости вносить изменения в Конституцию Украины», — отмечает
В сущности, после этих слов Путин мог с чистой совестью положить трубку.
Конституционная реформа, закрепляющая особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), является ключевым пунктом Минских соглашений, но именно этот пункт Зеленский хочет вычеркнуть. И получить при этом все остальное: контроль над границей, местные выборы по украинскому законодательству, разоружение всех «незаконных групп» и так далее.
Одна из наиболее заметных спикеров Зе-команды, член президентской фракции «Слуга народа» Ирина Верещук предложила еще более хитрую схему. «Российская сторона не до конца понимает наше законодательство, — заявила она. — Нет необходимости вносить изменения в Конституцию, чтобы законодательно закрепить особый статус. И так уже есть закон, а значит, изменять устройство Украины, закрепляя в Конституции особость какого-то статуса в одном регионе, не нужно. Мы решим это в законодательном порядке, как решали в 15, 16, 17 и 18 годах».
Не совсем понятно, почему Верещук апеллирует к российской стороне, если обсуждать особенности децентрализации Киев должен с представителями ЛДНР. К тому же в Минских соглашениях речь идет именно о новой Конституции. Отмахнуться от нее не получится (если, конечно, новая власть не захочет оставаться на перепутье между миром и войной).
Зеленский и компания пытаются овладеть искусством первого президента Украины ходить «между капельками». Выполнить Минские соглашения, не выполняя их ключевой пункт. Вернуть Донбасс и не разозлить националистов.Но эта стратегия заранее обречена на провал. События последних дней должны убедить Зеленского в том, что без реализации политической части «Минска» ситуация в Донбассе не изменится.