Политика Политика

5 тем, по которым Прибалтике стоило бы промолчать

Вовремя промолчать — это особое искусство, тем более в политике. Но руководству прибалтийских республик, как оказалось, оно дается тяжело. Портал RuBaltic.Ru предлагает набор актуальных тем, по которым Прибалтике стоило бы лучше промолчать, чтобы сойти за умную и не проделать очередную дыру в бюджете.

САНКЦИИ

В период «санкционной войны», которую начал Европейский союз против России в 2014 году в связи с присоединением Крыма к РФ и конфликтом на востоке Украины, страны Балтии вместо того, чтобы стараться держать хотя бы нейтральную позицию, наоборот — с огромным энтузиазмом выступали за усиление экономического давления на своего восточного соседа.

Таким образом, Латвия, Литва и Эстония запустили программу самоуничтожения, поставив собственное народное хозяйство, в частности молочную отрасль под угрозу финансовых потрясений, полученных в результате российского эмбарго. Латвийские производители молока, например, оказались на грани банкротства. За 2015 год убытки из-за ответных санкций России составили 53−60 млн евро. И если тогда потери прибалтийским молочникам компенсировал ЕС, то теперь им больше не откуда ждать помощи.

Экс-премьер Латвии Лаймдота Страуюма:

«По нашему предложению будет созвано совещание министров иностранных дел ЕС, на котором будет обсуждаться, какие санкции могут потребоваться и как дальше будет проходить этот процесс. Санкции — это не главное. Главное, чтобы там закончилось противостояние, и Украина смогла бы заняться восстановлением экономики».  

АНТИРОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ РИТОРИКА

Руководство балтийских стран продолжает подогревать милитаристскую истерию в своих республиках, а также наращивать военную мощь против мифической агрессии России. В прошлом году Литва увеличила свой оборонный бюджет более чем на 30%, обойдя по этому показателю всех остальных членов НАТО. Эстония и Латвия также стараются от нее не отставать, вводя дополнительные налоги на нужды обороны.

В итоге «Крымские страхи» заставили Прибалтику расставить свои финансовые приоритеты в пользу военного вооружения на ближайшие несколько лет. Однако, как отмечают эксперты, военное присутствие США и их союзников в регионе слишком незначительно по сравнению с российскими силами, дислоцированными вдоль границ со странами Балтии. Поэтому увеличение военного бюджета Литвы, Латвии и Эстонии — это фактически выброс денег на ветер.

Милитаризация Прибалтики, которой столь активно добивались местные политики, делает этот регион объектом первого удара России в случае военного конфликта с НАТО. Итак, статус военного противника получен!

Министр национальной обороны Литвы Юозас Олекас: «Более года Украина подвергается агрессии, и страна воюет не только за свою свободу и независимость, но и за безопасность всей Европы... Я убежден, что мы должны изменить способ взаимодействия с РФ — надо воспринимать ее как агрессора. Европа должна стоять на единой позиции, иначе РФ продолжит свою насильственную политику».

РОССИЙСКИЙ ТРАНЗИТ

Как только стало ясно, что антироссийская основа внешней и внутренней политики стран Балтии является фундаментальной и неизменной, государственная стратегия России в отношении Прибалтики была скорректирована в сторону не просто создания отечественной альтернативы прибалтийским портам, а полного отказа от прибалтийского транзита.

Сегодня во всех трёх странах Балтии происходит падение железнодорожных перевозок. Прошлым летом Россия прекратила транзит угля и минеральных удобрений через Латвию. В этом году правление Эстонской железной дороги объявило о катастрофической ситуации: количество поездов из России сокращается вдвое — с 12 до 6 поездных пар в день. По словам председателя Eesti Raudtee Сулева Лоо, это падение — не предел: в ближайшие месяцы транзит российских грузов может прекратиться вовсе, и железную дорогу ждёт если не банкротство, то массовые сокращения точно.

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес: «За эти два года очень многое и так быстро изменилось, что ничто предсказать, по моему мнению, невозможно. Наибольшую озабоченность вызывает то, что поведение России совершенно непредсказуемо».

СЕВЕРНЫЙ ПОТОК – 2

«Северный поток – 2» — проект магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море, необходимость строительства которого возникла в виду ненадежности Украины в качестве транзитной страны.

Этот проект стал неким фильтром, отделяющим здравомыслящие европейские страны, которые озабочены прежде всего благосостоянием своих граждан и энергетической безопасностью, от тех, что в ущерб своему финансовому благополучию желают продолжать оплачивать дорогостоящий американский СПГ, поддерживая, таким образом, энергополитику заокеанского босса. Так, против расширения «Северный поток – 2» отчаянно протестуют Прибалтика, Украина и другие страны американской «буферной зоны».

Тем не менее, выступая на традиционной ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года, Владимир Путин заявил, что проект будет реализован в срок. Прибалтике же после своих истеричных возгласов против строительства газопровода вряд ли удастся пополнить ряды мудрых европейских государств. А значит, возможность хоть как-то уменьшить свои энергетические расходы будет упущена.

Президент Литвы Даля Грибаускайте: «Нет никакой потребности его развивать. Планирующийся «Северный поток-2» — это тест для энергетической политики Европы. Это политическая декларация, еще одна попытка России добиться влияния и расколоть Европу. «Северный поток» — это тест «Мистраль» для Европейского энергетического союза».

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Население Прибалтики продолжает стремительно убывать в частности из-за массового оттока людей за границу. В годы независимости численность жителей Латвии, Эстонии и Литвы сократилась на четверть, и, казалось бы, что ситуация уже обстоит хуже некуда. Однако на подходе очередная масштабная эмиграция, которая будет связана с последствиями геоэкономического мегапроекта Соединенных штатов — Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП).

ТТИП способен значительно повлиять на рост уровня безработицы в ЕС, так как, несмотря на интенсификацию торговли, многие рабочие места переместятся за океан, то есть в США. Но если крупные экономически развитые страны вроде Германии и Франции, являющиеся конкурентоспособными экспортерами, смогут дополнительно трудоустроить некоторое количество собственных граждан за счет увеличения экспорта, то прибалтийская периферия с ее малоэффективными предприятиями и производительностью труда в 40% от среднеевропейской будет еще сильнее оттеснена с рынка.

Подготовка к реализации ТТИП идет полным ходом при поддержке прибалтийских элит, закрывающих глаза на стремительное вымирание своих стран. Ведь если для гигантов Евросоюза ТТИП содержит как потенциальные выгоды, так и существенные риски, то маленьким прибалтийским странам трансатлантическое партнерство точно не сулит ничего хорошего. Кроме эмиграции, очевидные его последствия — снижение экспорта, а также свертывание малых национальных экономик.

Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевичс: «Договор о зоне свободной торговле между США и ЕС укрепит трансатлантические связи и создаст крупнейшую в мире зону свободной торговли. Латвия окажет активную поддержку Европейской службе внешнеполитической деятельности и Европейской Комиссии в переговорном процессе по TTIP,  который согласно решению Европейского совета планируется завершить до конца 2016 года».