«Балтийские тигры» стали аутсайдерами мирового рейтинга могущества
Алексей Ильяшевич
Один из ведущих новостных еженедельников США U.S. News & World Report составил традиционный рейтинг самых могущественных стран мира. В списке из 80 государств Литва, Латвия и Эстония оказались в последней пятерке. Вскоре после публикации рейтинга лидеры стран Балтии, словно сговорившись, начали набивать себе цену традиционным методом —
При составлении рейтинга U.S. News & World Report учитывались показатели стран по пяти позициям: лидер, экономическое влияние, политическое влияние, международные союзы и вооруженные силы.
По сравнению с 2018 годом расстановка сил изменилась незначительно. Самым могущественным государством по-прежнему остаются США с их огромным военным бюджетом. На втором и третьем местах расположились Россия и Китай соответственно.
Лидеры Евросоюза — Германия, Великобритания и Франция — заняли места во второй тройке. Топ-10 замыкает Южная Корея, которая за прошедший год сумела улучшить свои позиции и потеснить Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
Прибалтийские республики следует искать в самом низу рейтинга — в последней пятерке.
На 79 и 80 местах расположились Латвия и Эстония. Чуть более «могущественной» оказалась Литва (76 место).
В определенном смысле это можно назвать успехом, ведь Литва и Эстония (наряду со Словакией) — единственные страны, которые в рейтинге прошлого года вообще не котировались. Теперь же U.S. News & World Report отметил скромный рост их международного влияния. Особенно в случае с Литвой, которая из ниоткуда скакнула сразу на 76 позицию!
Впрочем, едва ли этот прыжок соответствует амбициям «балтийских тигров». В рейтинге есть результаты посолиднее (Греция, к примеру, поднялась сразу на 11 пунктов). Да и впереди Прибалтики оказались не самые респектабельные страны вроде Туниса, Панамы, Ганы, Анголы и так далее.
Комментируя положение аутсайдеров, U.S. News & World Report пишет следующее: «Страны, считающиеся менее могущественными, как правило, представляют собой небольшие государства со средней и малой экономикой». Дельное замечание, учитывая, что у Латвии и Эстонии (если вынести за скобки Люксембург) по сравнению с конкурентами самая низкая численность населения и, соответственно, самые слабые экономические показатели.
Но рейтинг могущества, как уже было сказано, зависит не только от экономики.
Как минимум один факт должен тянуть Прибалтику вверх: все три республики являются членами мощнейшего в мире военного альянса (НАТО), участвуют в масштабных учениях и международных миротворческих операциях.
И главное — страны Балтии стоят на передовых рубежах обороны западной цивилизации от «российской агрессии»!
Латиноамериканские и африканские государства не могут этим похвастаться, но они все равно оказались выше. В чем причина?
Либо составители рейтинга не питают иллюзий по поводу реального статуса Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО, либо ни в грош не ставят их политическое и экономическое влияние. И здесь едва ли можно оправдываться тем, что Прибалтика, в отличие от России, не страдает «имперским комплексом», а потому и не старается провоцировать свое влияние на мировую арену.
Напротив, страны Балтии стремятся к тому влиянию, о котором пишут составители рейтинга.
«Самые могущественные страны мира также являются теми, кто постоянно доминирует в заголовках новостей, волнует политиков и формирует глобальные экономические модели. Их внешняя политика и военные бюджеты строго отслеживаются. Когда они дают обещание, по крайней мере, некоторые члены международного сообщества верят, что они его выполнят», — пишут составители рейтинга U.S. News & World Report.
Разве не стремятся прибалтийские политики навязывать прессе и международному сообществу антироссийский дискурс? Не пытаются ли они в противовес Беларуси презентовать на постсоветском пространстве свою, антироссийскую «историю успеха»?
Не пытается ли Литва использовать свое международное влияние, чтобы помешать строительству Белорусской атомной электростанции (БелАЭС)? Борьба с предприятием возведена чуть ли не в ранг государственной идеологии, первые лица страны открыто апеллируют к поддержке своих партнеров и международных организаций.
Результат нулевой: БелАЭС вскоре будет построена, как и «Северный поток — 2» (еще один проект, против которого безуспешно борется Прибалтика).
Когда становится ясно, что борьба проиграна, из уст литовских политиков звучат довольно странные заявления. Яркий тому пример — премьер-министр Саулюс Сквернялис, который предложил белорусам «кинуть» Россию и переоборудовать БелАЭС в электростанцию, работающую на газе из Литвы. Идею не восприняли даже коллеги Сквернялиса, а за рубежом на него и вовсе должны были посмотреть, как на умалишенного…
Так стоит ли удивляться, почему голос Прибалтики не слышен в мире?
Кто будет прислушиваться к голосам людей, заявления которых ставят под сомнение не только их моральный облик, но и психическое здоровье?
После публикации рейтинга U.S. News & World Report лидеры стран Балтии не сделали никаких выводов. Напротив, из трясины забвения они пытаются выбраться проверенным методом — нагнетанием антироссийской истерии.
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд напомнила о годовщине «незаконной аннексии украинского Крыма»: «Международное сообщество не может и не должно это забыть». Забавно, что об обязанностях международного сообщества толкует президент республики, которая оказалась последней в рейтинге самых влиятельных стран мира.
Президент Литвы Даля Грибаускайте, напротив, внезапно пожурила Украину за терпимость к коррупции. «Мы все хотим видеть, что вы болеете за вашу страну, что вы хотите менять страну и помогать своим людям, — заявила Грибаускайте во время украино-литовского бизнес-форума. — Только тогда мы сможем вам помогать. В противном случае вы останетесь сами по себе».
Опять-таки, в контексте рейтинга U.S. News & World Report эти слова приобретают особый смысл. Украина расположилась на 39 месте, то есть она почти вдвое «могущественнее» Литвы.
Почему тогда аутсайдер читает нотации крепкому середняку и грозит оставить его без поддержки? Это ли не попытка проецировать свое влияние на международной арене?
Однако больше всех порадовал президент Латвии Раймонд Вейонис, который в очередной раз призвал Европу объединиться перед лицом «угрозы с Востока». Заявление широко разошлось в средствах массовой информации. Вейонис может быть доволен — Латвия напомнили миру о себе. На большее он едва ли рассчитывал.
Трудно представить, что прибалтийские политики не осознают неэффективность своей твердолобой позиции. Но иных вариантов просто нет. Мир тут же забудет о «балтийских тиграх», если они прекратят истерику, так что задачу-минимум их русофобия выполняет.