Литва против Путина: национальная идея Ландсбергиса и Грибаускайте
Александр Носович
Литва отметила четверть века со дня восстановления независимости. Далеко не самые успешные итоги этой независимости лидеры литовского государства прокомментировали алармистскими речами о необходимости защищаться от «агрессии Путина». Это и есть теперь национальная идея Литвы: в условиях, когда производство разрушено, население убывает, а молодежь эмигрирует, литовской элите только и остается, что бороться с «российской агрессией» в своем воображении.
«Словно порыв ветра пролетели 25 лет. Государство защитили, признали, оно, вроде бы, утвердилось в нетвердом мире. Пусть его и грызут низости и предательства, у него есть энергия и на большие открытия и на деятельность, связанную с получением недальнозоркой выгоды, оно радуется победам в области науки, искусства и спорта, а также лотереям и балалайкам, а особенно выросшей в условиях свободы молодежи, которая хочет жить», - это, естественно, цитата «отца литовской демократии» Витаутаса Ландсбергиса: его стиль ни с чем не спутаешь.
Речь профессора, опять же, традиционно, местами кажется бредом: какие лотереи, какие балалайки? Но общий смысл все же понятен: Ландсбергис в целом доволен развитием независимой Литвы, её успехами в науке, искусстве, спорте (в честь праздника не будем уточнять, какими).
Но полностью довольным «историей успеха» Литвы не может быть даже сам патриарх литовской государственности.
Потому что нельзя же вовсе пройти мимо такого щекотливого момента, что из обретенного благодаря героям «Саюдиса» десоветизированного «рая» спустя четверть века массово уезжает молодое поколение.
Умолчать об этом не может даже сам «великий» Ландсбергис. «Как было бы хорошо, чтобы большинство молодежи ни за что не уехало, самим своим присутствием на родине голосовало бы за Литву. Тогда бы наш труд не был напрасным», - пожурил dedule «внучков» литовской независимости.
За 25 постсоветских лет из Литвы уехал миллион человек — 28% населения. Согласно проведенному в позапрошлом году социологическому исследованию Baltijos tyrimai, среди литовской молодежи в возрасте 20-29 лет уехать хотят 40% респондентов, а в возрасте 15-19 лет — 56%. При таких цифрах эмигрантских настроений и таких цифрах реальной эмиграции будущее Литвы выглядит совсем нерадостно. «Иногда кажется, что из-за сегодняшних бегающих мы не оставим будущим даже достойной задачи, поскольку большой задачи, которая называлась бы достойной Литвой, у нас осталось немного», - говорит по этому поводу Витаутас Ландсбергис.
Однако вовсе без какой-то цели и государственного проекта, даже в условиях разъезжающегося населения, тоже существовать нельзя. И лидеры Литовской республики предъявляют такую цель. Их цель потрясает своей «неожиданностью» и «оригинальностью»: борьба с Россией за сохранение независимости.
Спустя четверть века после восстановления государственности и почти четверть века после распада СССР вожди «Саюдиса» и их политические наследники ничего нового для Литвы придумать не смогли.
«Если агрессия сумасшедших не остановима, и империя возвращается назад в бывшие колонии, то наша история успеха может стать историей временного успеха, которую превратят в прах, - говорит Ландсбергис, - надо готовиться к защите седовласого отца и любимой бабушки, и младшей сестренки». «В те времена сила единства стала легендой. Такая же сила нам нужна и сегодня, через четверть века. Когда эхо бряцания оружием идет с той же стороны. Когда голос свободы пытаются заглушить выстрелами. Когда не только внешние, но и внутренние силы стремятся расколоть, принизить и затмить свет свободы. Мы будем сильным только настолько, насколько будем едиными», - вторит ему президент Литвы Даля Грибаускайте (её личная «сила единства» в роковые времена борьбы за независимость Литвы воистину легендарна).
Грибаускайте — это глава государства и реальный политический лидер Литвы. Ландсбергис — главный моральный авторитет для политического класса, обладающий огромным неформальным влиянием.
Оба они не могут предложить народу Литвы ничего другого, кроме как продолжать искать в темной комнате (Литве) черную кошку (российскую агрессию), которой там к тому же нет.
То есть за 25 лет после Акта восстановлении независимости 11 марта для литовского руководства ничего не изменилось. Только 25 лет назад литовские деятели боролись все-таки за похвальную цель — субъектность. Чтобы отделиться, жить самим и самим же нести за себя ответственность. И тогда они действительно боролись, потому что Советский Союз отпускать Литву не хотел. Теперь же субъектность у литовцев есть, живут они отдельно, однако нести за получившийся результат ответственность литовские руководители не хотят. Неприятно говорить об уничтоженном производстве, подорванной кризисом и не восстановившейся экономике, эмиграции четверти населения и общем нежелании литовской молодежи жить в построенной для нее стране.
Эти проблемы и признать-то трудно, не говоря уже о том, чтобы решить. Куда проще «искать черную кошку в темной комнате», даже при том, что все действия России последнего года в отношении этой гордой республики сводятся к сворачиванию взаимных экономических связей и «стоп-сигналам», когда после очередной фразы про «террористическое государство» усиленно досматривают литовские фуры на таможне. Сигнал тем самым посылается недвусмысленный: на вашу антироссийскую риторику внутри страны в Москве плевать хотели, но если будете переходить рамки и создавать особо громкими выпадами международный резонанс, то будем бить по рукам.
Правда, общий смысл российской позиции по отношению к руководству Литвы всё же «плевать хотели» - если Литва и сталкивается с Россией, то только благодаря провокациям, которые сама же создает, и на «российскую агрессию», к сожалению для Грибаускайте и Ландсбергиса, это никак не тянет.
Но это все равно не мешает им говорить про «российскую агрессию». Даля Грибаускайте намедни даже заявила, что война России против Литвы уже идет. Выглядит это, конечно, смешно: первые лица Литвы предстают одновременно параноиками и шизофрениками. Но больше им все равно ничего не остается: лучше казаться иностранным партнерам «тронувшимися» на теме России психопатами («single issue state»), чем говорить с электоратом о том, куда пришла Литва за 25 лет их «мудрого» руководства. А способность лгать и лицемерить у них тоже осталась неизменной с тех самых лет рубежа 80-х и 90-х.
Недаром же Даля Грибаускайте сказала, что «поколение, защищавшее и завоевавшее свободу, является примером для молодежи».
Правильно, кому же быть примером для литовской молодежи, как не двум агентам КГБ — Грибаускайте и Ландсбергису, жизнь положившим на то, чтобы скрыть многочисленные неудобные детали из своего прошлого и предстать исключительно героическими борцами за независимость.
Не интересующаяся политикой литовская молодежь об этом их прошлом едва ли знает, но что-то, похоже, чувствует. Не из-за смутно осознаваемого ли нежелания жить в системе тотальной лжи и лицемерия эта молодежь в конечном счете и «валит» из Литвы?