3 темы для Лукашенко и Путина: о чем будут говорить главы Беларуси и России в Сочи
Всеволод Шимов
Лидеры Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин 13 февраля проведут новые переговоры. Это будет четвертая встреча двух президентов за эту зиму. Интенсивность контактов свидетельствует о неотложности вопросов, накопившихся в двусторонних отношениях. Аналитический портал RuBaltic.Ru представляет 3 ключевых вопроса, которые, скорее всего, будут обсуждаться на переговорах Лукашенко и Путина в Сочи.
1. Налоговый маневр
Главным вопросом в рамках встречи, очевидно, станет судьба компенсации потерь белорусского бюджета в связи с налоговым маневром в нефтяной отрасли России.
Именно эта проблема и спровоцировала в конце прошлого года обширную дискуссию вокруг судьбы белорусско-российской интеграции в целом. Удовлетворяющего стороны решения до сих пор не найдено, подходы Москвы и Минска остаются диаметрально противоположными.
Белорусская сторона настаивает на компенсации, указывая, что налоговый маневр не только наносит ущерб белорусскому бюджету, но и нарушает принцип равноправия для хозяйствующих субъектов, ставя белорусских производителей в невыгодные условия в рамках общего экономического пространства.
С точки зрения официальной Москвы, налоговый маневр является суверенным делом России, а какие-либо дополнительные экономические преференции для Беларуси требуют более высокого уровня интеграции в сравнении с тем, что есть сейчас.
Комментируя предстоящую встречу, посол Беларуси в России Владимир Семашко был достаточно оптимистичен и предположил, что спор из-за налогового маневра с высокой долей вероятности будет урегулирован. Однако каким именно образом это будет сделано, посол не сообщил.
Теоретически можно предположить, что решение нефтяной проблемы могло бы стать частью целого комплекса мер по углублению интеграции. Однако, по словам Семашко, реализация этих мер займет не менее полутора-двух лет.
Косвенно это свидетельствует о том, что глубинные разногласия по поводу формата интеграции по-прежнему сохраняются, и вопрос упирается в разграничение прав и полномочий в рамках наднациональных структур, будь то единый эмиссионный центр или общая таможенная служба Союзного государства. Семашко в очередной раз подчеркнул необходимость соблюдения принципа равноправия в рамках подобных институтов.
Однако как трактовать равноправие в условиях разницы масштабов между Беларусью и Россией, вопрос по-прежнему открытый.
Поэтому, зная предыдущий опыт хозяйственных споров между Минском и Москвой, можно предположить, что будет выработана какая-то промежуточная схема, которая станет действовать до тех пор, пока не будут приняты принципиальные решения по формату дальнейшей интеграции.
2. Соглашение о взаимном признании виз
Другим вопросом, который наверняка будет подниматься в ходе двусторонней встречи, является судьба соглашения о взаимном признании виз. Беларусь и Россия на протяжении минувшего года неоднократно заявляли, что разработка документа находится на завершающей стадии, и даже планировали подписать его в декабре. Однако на фоне споров из-за налогового маневра соглашение так и не было подписано.
То, что Беларусь и Россия до сих пор не имеют общей визовой политики, является наглядным свидетельством пробуксовки интеграционных процессов в рамках Союзного государства.
Однако особую актуальность этот вопрос обрел с началом украинского кризиса, когда проблема контроля на белорусско-российской границе стала еще одним фактором, осложняющим отношения двух стран.
Ухудшение российско-украинских отношений, сокращение транспортного сообщения и ужесточение пограничного режима между двумя странами привели к тому, что Беларусь превратилась в главный транзитный пункт для пассажиропотока между Россией и Украиной, что, в свою очередь, поставило вопрос о пограничном контроле для граждан третьих стран, пересекающих белорусско-российскую границу.
Усиление пограничного контроля Россией вызвало весьма болезненную реакцию белорусской стороны. Масло в огонь пограничных споров подлило и решение Беларуси о предоставлении безвизового режима гражданам 80 государств, прибывающим в республику через Национальный аэропорт «Минск». Первоначально право безвизового пребывания для иностранцев ограничивалось пятью днями, однако летом минувшего года безвизовый режим был продлен до 30 суток.
Для Беларуси важно сохранить прозрачность белорусско-российской границы не только для своих граждан, но и для иностранцев, поскольку возможность безвизового путешествия в Россию, очевидно, повышает туристическую привлекательность и самой Беларуси, а на развитие туристической отрасли в Минске давно возлагают большие надежды.
Поэтому неслучайно глава белорусского МИД Владимир Макей, комментируя перспективы соглашения о взаимном признании виз, сделал акцент на необходимости сохранения свободного доступа к белорусско-российской границе и для граждан третьих стран.
Очевидно, что принципиальное решение визового вопроса также должно стать частью общей стратегии дальнейшего интеграционного строительства. А пока такой стратегии нет, этот вопрос рискует зависнуть в неопределенности.
3. Информационная безопасность
Еще одной темой, которая может быть поднята в рамках двусторонней встречи, является информационная безопасность. О намерении обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным заявил сам Александр Лукашенко. Озабоченность информационной безопасностью на фоне вакханалии, поднятой в последний месяц вокруг белорусско-российских отношений, вполне понятна.
К нагнетанию негатива подключились все заинтересованные игроки в Беларуси, России и на Западе.
И если белорусские оппозиционные медиа и западные ресурсы активно раскручивали тему «угрозы белорусскому суверенитету», то российские СМИ и блогеры муссировали «скорый уход Беларуси на Запад».
Подобные информационные «качели» включаются всякий раз, когда в отношениях двух стран возникают какие-то трудности.
Это является не столько результатом чьей-то злонамеренной кампании, сколько отсутствием скоординированной информационной политики между Беларусью и Россией. Очевидно, что сегодня, в условиях развития интернета и социальных сетей, централизованный контроль над информацией попросту невозможен.
Однако практически полное отсутствие Союзного государства как самостоятельного информационного субъекта и закрытый характер принимаемых решений становятся благодатной почвой для распространения слухов и паники, которыми очень легко манипулировать и направлять в нужное русло.
Обеспечение грамотного информационного сопровождения белорусско-российской интеграции по-прежнему остается насущной задачей, решение которой вряд ли возможно в ходе одной встречи.