Правительство Мариса Кучинскиса утверждено, но надолго ли?
Андрей Солопенко
Вчера на чрезвычайном заседании латвийского парламента депутаты утвердили состав нового правительства под руководством Мариса Кучинскиса, которое является двадцатым с момента обретения Латвией постсоветской независимости и вторым, которое возглавляет Союз «зелёных» и крестьян. Однако получить власть ещё не значит её удержать: старые проблемы предыдущего правительства не решены, поэтому вопрос долговечности кабинета Кучинскиса остаётся открытым.
Перед голосованием по утверждению Кабмина в парламенте были проведены дебаты, которые открыл сам потенциальный премьер-министр, подчеркнув, что не обещает быстрые революционные перемены, так как сейчас Латвии не нужны потрясения. Однако он также отметил, что стране необходимы конкретные, точно планируемые и быстро реализуемые реформы в различных отраслях. «Мы не должны допустить, чтобы, характеризуя ситуацию в Латвии, использовали такие слова, как застой и стагнация. Парадоксально в этой ситуации то, что о реформах в образовании, здравоохранении, народном хозяйстве и в других отраслях говорится долгие годы, однако решения не принимаются. Это свидетельствует о том, что исполнительной власти не хватает политической воли и, может быть, возможностей принять смелые и остро необходимые решения… Не принимая таких решений, мы уменьшаем свою международную конкурентоспособность, способствуем отъезду жителей и вследствие этого депопуляции целых краёв», – сказал Марис Кучинскис и пообещал провести необходимые реформы, сосредоточившись на развитии всей страны, а не на интересах отдельных отраслей или министерств, как это было во многих предыдущих правительствах.
Конечно, цели нового премьер-министра благородны, но, к сожалению, это лишь слова, на что ясно указали многие оппозиционно настроенные депутаты. Так, например, Сергей Долгополов из фракции «Согласие» сказал, что у него нет уверенности, что Кучинскису, как опытному политику, удастся создать из трёх коалиционных партий команду. По его словам, они напоминают «лебедя, рака и щуку» – в том смысле, что каждый тянет в свою сторону. В свою очередь Инга Бите, представляющая Латвийское объединение регионов, задала Марису Кучинскису риторический вопрос: на основании чего он надеется, что министры, которые на протяжении 20 лет боролись друг с другом каждый за своё министерство, с сегодняшнего дня вдруг станут любимой семьёй и начнут заботиться друг о друге?
«Верите ли вы сами в то, что говорили с этой трибуны?» – недвусмысленно спросила она.
Действительно, правительство Кучинскиса особо ничем не отличается от предыдущего Кабинета. Помимо премьера, новым лицом является лишь один человек – Арвилс Ашераденс, министр экономики, ранее никогда не занимавший министерское кресло. Тогда как Карлис Шадурскис, получивший Министерство образования, работал на этом посту в 2002–2004 годах в Кабинете Эйнара Репше, Дана Рейзниеце-Озола переместилась из Министерства экономики в Министерство финансов, Улдис Аугулис – из Министерства благосостояния в Министерство сообщения, а Янис Рейрс – из Министерства финансов в Министерство благосостояния. В свою очередь, все остальные министры благополучно остались на своих местах, вследствие этого вопрос Инги Бите имеет очень серьёзные основания и зарождает большие сомнения в проведении давно назревших и необходимых реформ.
Однако дебаты – это лишь формальность, шоу, рассчитанное на публику, а не на депутатов. Народные избранники давно решили, поддержат они или нет новый Кабинет министров, и никаких сюрпризов в их голосовании не было. Как и следовало ожидать, 60 депутатов, представляющих три коалиционные партии: Союз «зелёных» и крестьян, «Единство» и Национальное объединение – проголосовали за утверждение правительства, тогда как 32 оппозиционных депутата из «От сердца – Латвии», «Согласия» и Латвийского объединения регионов проголосовали «против». Два депутата от «Согласия», находившиеся в зале, Янис Адамсонс и Сергей Потапкин, не голосовали по этому вопросу. Но, как видно из результатов, их неучастие ни на что не повлияло, и Мариса Кучинскиса можно смело поздравить с избранием на высокую должность.
Кроме этого, поздравить можно также и Союз «зелёных» и крестьян, который спустя 12 лет вновь получил в свои руки наиболее важный пост. Однако если в прошлый раз, несмотря на «зелёного» премьер-министра Индулиса Эмсиса, было ясно, что главной партией власти оставалась Народная партия, то на этот раз позиции СЗК как центральной политической силы неоспоримы. У него оказался не только пост премьера, но и два ценных министерства – сообщения и финансов, что позволяет сосредоточивать в руках партии большие ресурсы. В свою очередь, «Единство» оказалось главным проигравшим – партия не смогла разрешить свои внутренние проблемы, потеряла должность премьер-министра и оказалась неспособна удержать руководство Министерством сообщения, на что очень надеялась.
Итог закономерен – рейтинг и позиции «Единства» падают, а силы Союза «зелёных» и крестьян растут.
В то же время Кучинскису не стоит обольщаться и почивать на лаврах: от предыдущего правительства ему достались нерешённые проблемы, которые могут быстро обвалить весь Кабинет. Одной из них является затронувший весь Евросоюз массовый приток беженцев, к появлению которых латвийское общество относится очень отрицательно – удельный вес не желающих их видеть в Латвии составляет 78%. В свою очередь, ни для кого не секрет, что беженцы в Латвии будут – первые две семьи уже появились на территории страны, и сколько их окажется всего, не знает никто. Не исключено, что число, на которое согласилась Латвия, к концу нынешнего года будет выше, а хватит ли смелости у Мариса Кучинскиса на саммите Евросоюза недвусмысленно сказать «нет» дополнительному принятию беженцев, неизвестно, ведь тогда Латвия рискует навлечь на себя гнев руководства Еврокомиссии.
Со своей стороны, входящее в правящую коалицию Национальное объединение известно крайне агрессивной риторикой в отношении беженцев, а также не жалует институции Евросоюза. Эта партия ориентирована на определённый латышский электорат и старается не растерять его поддержку. Поэтому если вопрос беженцев не будет решён, а Латвии придётся принять больше первоначально оговорённых 776 человек, то нельзя исключать, что уже националисты захотят инициировать очередную отставку правительства ради сохранения своей популярности среди национально настроенного избирателя.
Предыдущее правительство под руководством Союза «зелёных» и крестьян было одно из самых коротких – кабинет Индулиса Эмсиса проработал лишь девять месяцев и пал из-за того, что входящая в него Народная партия чувствовала, что теряет поддержку в обществе. История любит повторяться, и не исключено, что в этот раз роль народников примерят на себя националисты. Конечно, возможно, что нынешнее правительство Кучинскиса не поставит рекорд недолговечности и проработает около полутора лет – как большинство латвийских правительств. Однако его существование до новых парламентских выборов, намеченных на 2018 год, ввиду проблемы беженцев, охватившей Евросоюз, однозначно маловероятно.