В Литве борцы с «агентами КГБ» испугались собственной деятельности
Александр Носович
Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы предложил литовцам не воспринимать всерьез свою информацию. Такой оказалась реакция чиновников на скандал с объявлением агентом КГБ великого актера Донатаса Баниониса и призывы видных литовских политиков признать связь с КГБ «отца нации» Витаутаса Ландсбергиса. В Литве испугались собственной политики и вслед за другими странами Балтии поспешили «спустить на тормозах» тему «мешков КГБ», чтобы не подорвать национальную мифологию и легитимность своего государства.
На прошлой неделе Центр исследования геноцида и сопротивления опубликовал список лиц, сотрудничавших с КГБ в советские годы. В этом списке оказался народный артист СССР Донатас Банионис, согласно документу сотрудничавший с органами госбезопасности с 1970‑го по 1974 год под агентурной кличкой «Бронюс».
«В документах КГБ содержатся доказательства того, что агент Бронюс был завербован в октябре 1970 года из-за наличия личных и деловых контактов с литовцами за рубежом», — было сказано в сообщении Центра исследования геноцида и сопротивления.
Скандал из-за объявления агентом КГБ великого литовского актера разразился более громкий, чем ожидали те, кто его спровоцировал. Отцы-основатели Литвы потребовали, раз уж государство потревожило покойного Баниониса, признать связь с КГБ и ныне здравствующего «отца нации» Ландсбергиса.
«Значит, настало время рассказать правду и о dedule (агентурная кличка Витаутаса Ландсбергиса — прим. RuBaltic.Ru). Если уж начали очищать Литву, наводите чистоту и дальше», — заявил бывший министр иностранных дел Литвы Повилас Гилис в открытом обращении к директору Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Терезе Бируте Бураускайте.
Экс-министр раскритиковал деятельность Центра: по мнению Гилиса, это учреждение обслуживает власть и вместо интересов всех литовцев защищает интересы Витаутаса Ландсбергиса и Дали Грибаускайте.
Сигнатар Акта о восстановлении независимости Литвы Зигмас Вайшвила, известный своими попытками выяснить правду о прошлом президента Грибаускайте, заявил об обвинениях в адрес Баниониса, что нет ничего более низкого и унизительного, чем воевать с мертвыми.
Испуганные тем, какой «ящик Пандоры» они могут открыть своей деятельностью, руководители Центра исследования геноцида и сопротивления на второй неделе скандала призвали общественность… не относиться всерьез к опубликованной ими информации.
К обнародованному списку информаторов КГБ, в котором указан Донатас Банионис, не стоит относиться серьезно. «Относиться к обнародованному списку, как и ко многим документам КГБ, следует критически. Весь журнал регистрации агентов написан от руки. Несколько человек, внесенные в конец списка, вписаны другой ручкой, другим почерком», — говорится в пояснении на сайте Центра исследования геноцида.
Помимо официального заявления, руководству Центра пришлось объясняться с прессой по поводу несуразностей списка агентов госбезопасности. Почему, например, из указанных там 1 699 фамилий 22 фамилии вымараны? Кто эти люди, о связах которых с советскими спецслужбами литовскому народу узнать не дают?
Глава Центра исследования геноцида и сопротивления Тереза Бируте Бураускайте была вынуждена объяснять в эфире Литовского телевидения, что эти 22 человека уже признались добровольно и добросердечно в отношениях с КГБ, поэтому теперь они под защитой Литовского государства. Интрига от такого заявления, понятное дело, стала только сильнее.
Есть ли что-то необычное в нынешнем скандале с Банионисом и КГБ? Если вынести за скобки знаменитого фигуранта скандала, то, пожалуй, нет. Ничего необычного: эта история для Прибалтики — самая заурядная.
27 лет после «восстановления независимости» в Литве, Латвии и Эстонии грозятся открыть архивы госбезопасности и вывести на чистую воду всех «стукачей» КГБ — прислужников «оккупационного режима»… и 27 лет ничего не происходит.
«Мешки КГБ» — это одна из вечных тем Прибалтики. Так проявляется прибалтийский «день сурка»: год за годом правые политики и общественники, борющиеся с проклятым наследием «оккупационного прошлого», обещают рассказать всё, что скрыто. Раскрыть наконец все карты и объявить открыто, кто, на кого и за сколько «стучал». Особенно бодро эти обещания раздаются в период выборов.
Потом выборы проходят, борцы с «наследием оккупации» приходят к власти… и имена сотрудников, агентов и резервистов КГБ по-прежнему остаются сокрытыми во тьме архивов. Чем больше в Прибалтике об этом говорят, чем больше бюджеты, выделяемые всяким центрам геноцида и резистенции, тем меньше практическая отдача. Результатов от «бега на месте» за агентами КГБ нет почти никаких.
Зато в тех редких случаях, когда результат, вопреки усилиям тех, кто демонстрирует попытки его добиться, всё-таки появляется, его сразу же стараются замять и куда-нибудь спрятать.
Несколько лет назад латвийский Центр документирования последствий тоталитаризма провел проверку, установившую, что некоторые кандидаты в депутаты Сейма от партий правящей коалиции в советские годы были агентами КГБ. Скандал потихоньку «спустили на тормозах».
Вслед за этим в Литве консерваторы запустили кампанию по разоблачению политиков, сотрудничавших с «конторой» в «оккупационные» годы. Целили они в конкурентов — социал-демократов, а попали в Далю Грибаускайте. Литовскому телевидению в последний момент пришлось снимать с эфира документальный фильм о том, что «непримиримая антисоветчица» Даля Поликарповна в советские годы проходила в документах КГБ под агентурной кличкой «Магнолия». Автор порочащего президента Литвы фильма Рута Янутене была уволена.
Прибалтийские политики в сюжете с охотой на агентов КГБ десятилетиями разрываются между своей идеологией и своей биографией.
Официальная прибалтийская идеология утверждает, что Литва, Латвия и Эстония жили в условиях кошмарного тоталитарного ига СССР и теперь должны неустанно очищать себя от «наследия оккупации», которого с каждым годом после «восстановления независимости» становится всё больше и которое не дает балтийским странам быть такой процветающей Европой, как мечталось.
Чем объяснить, что советская Прибалтика по всем показателям была ближе к Скандинавии, чем теперешняя, которая ближе не к Скандинавии, а к Молдавии? Тем, что с самого начала развивались неправильно, позволили себе мягкотелость, не провели, как должно, люстрацию, не избавились от недобитков «оккупационного режима».
Поэтому прибалтийским властям приходится имитировать бурную деятельность по поимке агентов КГБ. Однако до логического завершения свою борьбу они никогда не доводят.
И не доведут. Ведь в противном случае им пришлось бы поймать, люстрировать и добить самих себя.