Политика Политика

Власти Латвии готовят народу новое «затягивание поясов»

Президент Латвии Раймонд Вейонис анонсировал в стране непопулярные меры. К столетию Латвийской Республики руководство страны может «порадовать» латвийцев урезанием расходов на образование и медицину и дальнейшим ростом налогов. Расходы на оборону и содержание госаппарата между тем продолжают расти: власти Латвии и дальше намерены отвлекать население от ухудшения уровня жизни «русской угрозой».

Политическое руководство Латвии готово к непопулярным решениям. Об этом заявил президент Латвийской Республики Раймонд Вейонис, выступая в эфире латвийского телевидения. К каким именно решениям, Вейонис не сообщил, но дал понять, что речь идёт о налогах и социальной сфере.

«В этом году ожидаются серьёзные решения в отношении налоговой политики, здравоохранения и образования… Одним они понравятся, другим – нет. На мой взгляд, самое важное, чтобы правительство их приняло», – сказал президент Латвии.

С учётом того, что речь идёт именно о непопулярных решениях, это может означать только повышение налогов и сокращение расходов на образование и здравоохранение.

Такое предположение вскоре подтвердил тот же президент Латвии. Раймонд Вейонис заявил, что поддерживает проект Минобра о реформе высшего образования в Латвии. Суть «реформы» состоит в ликвидации ряда высших учебных заведений. В частности, Министерство образования и науки приняло решение реорганизовать с августа 2017 года Рижскую академию педагогики и управления образованием (RPIVA), присоединив её к Латвийскому университету.

Это решение уже вызвало протесты Латвийского профсоюза работников образования и науки, справедливо полагающего, что под реорганизацией и реформой подразумевается массовое закрытие вузов и выдворение профессорско-преподавательского состава на улицу.

Однако «реформа» высшего образования Латвии находит понимание у высшего руководства страны, которое и не скрывает, что речь идёт о ликвидации учебных заведений, именуя это непопулярными мерами. «То, что нужно стремиться к уменьшению числа вузов, может оказаться правильным. Но это, конечно, следует решать Министерству образования и науки», – заявил президент страны Раймонд Вейонис.

Валдис Домбровскис

Если «реформа образования» в Латвии заключается в сокращении образовательной сети, то «реформа здравоохранения», очевидно, будет заключаться в сокращении количества медицинских учреждений. Правительство «истории успеха» премьера-долгожителя Валдиса Домбровскиса за пять лет закрыло каждую вторую больницу, но, видно, недостаточно закрыло. Здравоохранение объявлено одним из приоритетов латвийского бюджета на 2017 год, но раз глава государства говорит, что правительство готово к непопулярным решениям в этой сфере, то речь идёт как минимум о сокращении числа бесплатных медицинских услуг.

К столетию Латвийской Республики в стране происходит ликвидация социальной инфраструктуры: люди из Латвии массово уезжают, лишние больницы, вузы и школы приходится закрывать – постепенно и остающимся становится негде учить детей и лечиться, и им тоже приходится уезжать.

Стремительное сокращение населения ожидаемо ведёт к увеличению налогов для остающихся. Серьёзные латвийские и западные аналитики предупреждали, что так и будет. В «Годовом обзоре латвийского бизнеса» за 2016 год было опубликовано совместное исследование информационного агентства LETA, исследовательской компании Oxford Research и компании Firmas.lv, объектом которого стала система налогообложения в Латвийской Республике. Главный вывод исследования: налоги для жителей Латвии в ближайшие годы будут только повышаться, и причина этому – катастрофическое обезлюдение страны.

«При взгляде на демографическую ситуацию в стране становится ясно, почему повышение налогов неизбежно, – пишут аналитики Oxford Research. – Количество жителей, то есть нынешних и будущих налогоплательщиков, продолжает сокращаться. Тем не менее для поддержания страны с её инфраструктурой, дорогами, школами, больницами и т. д. финансирование должно не сокращаться пропорционально численности населения, а увеличиваться, чтобы компенсировать инфляцию и удовлетворить растущий спрос на качественные государственные услуги».

Проблемы с ведением бизнеса из-за налогового бремени в Латвии уже начались. За первые 10 дней 2017 года в стране было открыто 178 компаний, а закрыто – 323. По итогам прошлого года в Латвии было закрыто 12,2 тысячи фирм. Одна из главных причин массового сворачивания бизнеса в этой стране – налоговая политика.

Вспомнить хотя бы последнюю историю с попыткой латвийского правительства отменить льготный режим для микропредприятий, по итогам которой налог для малого бизнеса был увеличен в полтора раза. В результате в Латвии единовременно закрылись несколько тысяч малых предприятий.

23 ноября более 250 человек собрались у Сейма, чтобы выразить протест против решения ликвидировать налог с микропредприятий

И это не предел: трудоспособное население из Латвии уезжает, предприятия закрываются, а содержать раздутый административный аппарат, платить зарплаты различным государственным дармоедам и паразитам вроде Центра государственного языка и Комиссии по подсчёту ущерба от оккупации надо. Выполнять обязательства перед союзниками по НАТО и увеличивать военный бюджет до 2% ВВП тоже надо. Надо кормить Полицию безопасности, Бюро защиты Конституции, КНАБ и прочие силовые структуры. Надо много чего ещё.

Поэтому налоговое бремя неуклонно будет увеличиваться – анонсированные президентом страны непопулярные меры в области налоговой политики могут состоять только в увеличении налогов, но никак не в сокращении.

Накануне столетнего юбилея картина вырисовывается удручающая. Глава государства анонсирует непопулярные меры, вузы планируют сокращать, медицинские учреждения давно сокращают. Налоги повышают и, судя по всему, будут повышать далее. Поток дотаций из еврофондов скоро может иссякнуть. Население разбегается. Страна пустеет.

Не праздничная получается картина, а такой большой праздник, как столетие Латвии, испортить не хочется. Что предложат власти страны своему немногочисленному ещё не уехавшему населению? Судя по их риторике, ничего нового. Успешное противодействие «русской угрозе».

Тот же президент Вейонис только что с гордостью отметил, что российская «мягкая сила» не оказывает на латвийцев существенного влияния. Правильно, чего она будет оказывать, если многим латвийцам Латвия уже неинтересна. Их мысли давно нацелены на эмиграцию, и до Латвии и до того, что о ней говорит Россия, им дела нет.

Но за отсутствием прочих успехов можно и это представить как успешное противодействие «русской угрозе».