Виталий Третьяков: запретами Прибалтика защищает антирусскую мифологию
Александра Рыбакова
Страны Балтии – давние прорабы буфера между Россией и Европой. Поэтому их нынешние многочисленные антироссийские выпады и списки персон нон грата уже никого не удивляют. Однако может ли нынешняя ситуация усугубится в связи с принятой недавно в США резолюцией№758, где особая роль отводится антироссийской пропаганде? Какая роль, в соответствии с этим документом, отводится странам Балтии, портал RuBaltic.Ru узнал у известного российского журналиста, политолога, члена президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Виталия ТРЕТЬЯКОВА:
- Виталий Товиевич, в скандальной резолюции американского Конгресса №758 кроме всего прочего говорится о стратегии распространения информации на русском языке для стран со значительной долей русскоязычного населения. Можно ли таким образом считать, что Прибалтику хотят превратить в плацдарм пропагандистской войны против России?
- Как известно, США не признавали присоединение Прибалтики к СССР. Во всяком случае, они постоянно об этом говорили. Как в советские, так и постсоветские времена они рассматривали эти страны как территории, которые в любом случае не должны подчиняться России. Америка считает Литву, Латвию и Эстонию своим военным и политическим плацдармом, и об этом говорится в открытую.
Понятно, что в США и Канаде существовали соответствующие диаспоры. Возникли они, в значительной степени, после Великой Отечественной войны. Многие из тех, кто сотрудничал с гитлеровцами и те, кого не поймали, не посадили за военные преступления, по понятным причинам переехали в Америку или Канаду. Так что именно оттуда и были присланы соответствующие люди в качестве глав прибалтийских государств. Одно это уже говорит о том, что Прибалтика является территорией максимального политического влияния США. Так или иначе, вся политика этих стран, ставших независимыми, сводилась к нескольким вещам. Во-первых, они вступили в НАТО и, тем самым, создали военный плацдарм для сил Америки прямо на российской границе. Во-вторых, они проводили антироссийскую политику. В Латвии и Эстонии русскоязычное население особо ущемлено в правах. Что тут объяснять? Это такой идеологический, политический и военный плацдарм на всякий случай.
Прибалтика поддерживает дипломатические отношения с Россией на минимальном уровне – есть посольства. Однако визитов российского президента туда мы и припомнить не можем. Ельцин бывал когда-то, да и то – очень давно. Президенты прибалтийских стран присутствовали время от времени на праздновании 9 мая, и это воспринималось чуть ли не как подарок.
- Вы, наверное, согласитесь, что западные страны ведут с Россией информационное противостояние уже давно. Почему именно сейчас Вашингтону понадобилась такая резолюция и консолидация усилий?
- Американская государственная машина работает очень четко и ясно. Отношения Запада с Россией резко ухудшились. Безусловно, Америка здесь является номером один. ЕС, через Меркель и прочих, подчиняется США. Конечно, в ближайшие пару лет Запад не готов из этой ситуации то ли холодной войны, то ли «предхолодной», выйти и признать свою неправоту. Чтобы политика «отбрасывания» России, которая проводилась еще в советские времена и сейчас возобновлена, имела под собой основания, нужна некая легитимация.
Государственная машина США на данный момент нацелена на конфронтацию с Россией, и поэтому в разных местах этой машины закладываются документы, слова, позиции, которые обеспечивают ее работу в этом направлении. Отступлений назад быть не должно. Вдруг понадобится принятая резолюция в определенный момент? Смотрите, у нас и законодательная база под этим есть.
- За последние несколько месяцев страны Балтии запретили въезд на свою территорию многим представителям российского экспертного сообщества, а также некоторым звездам эстрады. Это тоже - часть «информационной войны» с Россией, или здесь преследуются какие-то другие цели?
- Этому есть несколько причин. Недавно я виделся с политологом Сергеем Михеевым, он как раз таки является одним из представителей этого «черного списка». Он был депортирован из Шенгенской зоны по запросу Литвы. К чему я все это? Большие самостоятельные государства, проводящие в отношении России политику, отличающуюся от Вашингтонской, на такие мелкие пакости не идут. Не их масштаб.
А маленькие страны на окраине Евросоюза сами взяли на себя роль мелких провокаторов. Они преуспели в этом еще и до украинских событий, делая все возможное, чтобы отношения России и ЕС, не дай бог, не были хорошими. Вот и осложнялись они постоянными обвинениями России в агрессивном настрое.
Кроме того, в ответ на антироссийскую политику Прибалтика получает разного рода льготы от ЕС, США, Канады.
Есть и еще одна, очевидная для меня, причина. Сколько бы внутри стран не велась антироссийская пропаганда, доказать населению, что Россия – злодейка, очень непросто. Кроме того, когда в Прибалтику с выступлениями приезжают российские эксперты, то вольно-невольно антирусская мифология если и не рушится, то пошатывается. Они говорят убедительно, приводят факты, и население с удовольствием к ним прислушивается. Власти прибалтийских стран чувствуют себя в этом случае не очень-то уютно, поэтому и пытаются перерезать канал общения с российскими представителями.
Страны не могут противостоять данному общению в интеллектуальном плане, поэтому действуют просто – обвиняют в захвате Крыма, терроризме и - запрещают въезд.
В прошлом году я тоже приезжал с выступлением в Вильнюс. На встрече присутствовало около 150 человек. Никакой революции от того, что я считал нужным там сказать, в Литве не произошло. Волнений, направленных на свержение власти, тоже не наблюдалось. Политическая жизнь не сдвинулась ни на йоту. Поэтому считать приезд Тишкова, Жарихина, Третьякова и других серьезной угрозой и подготовкой почвы для русской агрессии - просто смешно. Думать, что наши выступления мобилизуют русскоязычное население на то, чтобы, в случае чего, оно вышло с советскими знаменами встречать Псковскую дивизию.... Ну это из сферы фантазии, абсурда, бреда.
Просто все эти действия вызваны нежеланием слушать аргументы, против которых местной прессе и интеллектуалам нечего и сказать. Поэтому проще не пускать людей из Москвы.
- Чего Вы ждете от 2015 г. в плане отношений России с западными странами? Многие говорят о новом «железном занавесе» и «холодной войне», кто-то, напротив, верит в «разрядку». Будут ли в новом году расставлены все точки над «i» в наших отношениях с США и ЕС?
- В этом вопросе я отношусь к числу реалистов. В данном случае реализм – это скептицизм. Запад и США, бесспорно, не желают видеть Россию сильным и самостоятельным государством. Дело не в том, что им не нравится Путин и тот факт, что он проводит недостаточно демократичную политику. К примеру, назвать демократичным режим Ельцина мог только человек, не знакомый реально с его политикой. Просто Ельцин встроился в фарватер США. И в этом смысле он их устраивал.
А Путин не такой. Он начал действовать от имени России, максимально самостоятельно и независимо от США как во внутренней, так и во внешней политике. Америка же считает себя гегемоном как минимум на ближайшие 50 лет. Есть еще Китай, который, вроде бы, представляет в первую очередь экономическую проблему. Но об этой стране - отдельный разговор. А тут вдруг снова возникла Россия. Мало того, что Путин проводит самостоятельную политику, так он еще и баламутит воду в мировом котле. Были робкие голоса недовольных американской политикой. А тут вдруг выходит один из ведущих мировых политиков – Путин – и начинает говорить о том, что американцы плохо себя ведут, срывает задуманную операцию в Сирии, когда нужно было сместить главу этой страны. В общем, президент России действует не так, как хотелось бы США. Вот импульс в американской внешней политике на ближайшие годы.
Так что следующие два года не следует ожидать разрешения этого кризиса. Все точно будет продолжаться до тех пор, покуда занимают свои должности Обама и канцлер Меркель, действующая так, как нужно Вашингтону.
Раньше у нее была совершенно иная политика в отношении России – более самостоятельная.
Люди, занимающие сейчас высокие должности (сюда можно добавить и Кэмерона), связали свою судьбу с этой политикой. Они что же сейчас, признаются, что именно свержение Януковича создало ситуацию, когда и Крым вернулся к России, и на Донбассе происходит то, что происходит? Они не скажут: «Виноват я – Обама», «Виновата я – Меркель». Ведь в этом случае данные политики и их партии тут же проиграют ближайшие парламентские и президентские выборы. При нынешнем поколении политиков ничего не изменится. Я говорю о ключевых странах – Германии, Великобритании. А такие, как Прибалтика, Польша, Канада, Австралия – они на подхвате. Если США цыкнет и скажет полюбить Россию, то они никуда не денутся.
В общем-то, до новых выборов в Америке, т.е. в ближайшие два года, не стоит ожидать особых изменений.
Со времен Горбачева это - самый сильный кризис в отношениях России и Запада. Не стоит ожидать, что он за два дня или месяца превратится в нечто противоположное. Если только Россия не подчинится.