Литва испугалась возмездия за преследование граждан России
Алексей Ильяшевич
Министр юстиции и генеральный прокурор Литвы отправляются в Европарламент, чтобы просить защиты для судей и прокуроров, которые вели скандальное дело о событиях 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни. По официальной версии, власти прибалтийской республики опасаются мести со стороны России. Но «отомстить» Москва может только при содействии той европейской страны, которая будет рассматривать запрос об экстрадиции литовского гражданина. Этого и боятся организаторы преследования советских военнослужащих, посадившие в тюрьму тяжелобольного офицера Юрия Меля.
«Я хотел бы там подчеркнуть, что литовские судьи и прокуроры являются судьями и прокурорами всего ЕС и должны быть защищены от незаконных внешних воздействий в ходе выполнения своих конституционных обязанностей», — рассказал о предстоящей поездке в Европарламент министр юстиции Литвы Элвинас Янкявичюс.
Компанию ему составят генпрокурор Эвалдас Пашилис, а также председатель Каунасского окружного суда Нериюс Мейлутис. Литовская делегация будет добиваться, ни много ни мало, принятия резолюции с осуждением России.
Это далеко не первая попытка прибалтийской республики привлечь внимание к действиям Следственного комитета РФ, который усомнился в законности обвинительных приговоров 54 советским военным по «делу 13 января».
Вопрос «открытого давления» на литовских судей и прокуроров поднимался на встрече министров юстиции и внутренних дел ЕС в Люксембурге. Затем отдельное письмо Янкявичюс вручил президенту Евроюста (ведомство правового сотрудничества ЕС) Ладиславу Хамрану и обсудил проблему с председателем Комитета по гражданским свободам и правам, правосудию и внутренним делам ЕП Хуаном Фернандо Лопесом Агиларом.
Разговоры о принятии резолюции начались в сентябре.
Лоббировать ее вызвался лично президент Литвы Гитанас Науседа.
«Следует провести определенную подготовительную работу, и такая резолюция может появиться. Она действительно гарантировала бы независимость судей от грубых попыток другой страны покуситься на эту независимость», — заявил Науседа во время визита в Брюссель.
Словом, литовский истеблишмент встревожен не на шутку — в ход пошла «тяжелая артиллерия».
Чтобы понять причины этого беспокойства, следует обратить внимание на аргументы официального Вильнюса. Тот же Янкявичюс не раз пояснял, чего именно опасаются власти республики: Россия будет использовать систему Интерпола и двусторонние соглашения о сотрудничестве с европейскими странами, чтобы добиться ареста и экстрадиции литовских граждан.
В самом деле, если от Москвы поступает соответствующий запрос по линии Интерпола, то человека обязаны задержать — это стандартная процедура. Но вопрос экстрадиции решается в индивидуальном порядке. Ознакомившись с обстоятельствами дела, власти страны могут обнаружить в нем политическую подоплеку, ангажированность, стремление свести счеты с оппонентами и т. д.
Тогда задержанного отпускают.
В 2011 году такая история произошла с Михаилом Головатовым — командиром группы «Альфа», которого тоже заочно судили по «делу 13 января». Его задержали в Австрии по запросу Литвы. Потом разобрались, что к чему, и отпустили.
Копилка подобных инцидентов, вероятно, вскоре пополнится. На днях в Польше задержали участника Антитеррористической операции (АТО) в Донбассе Игоря Мазура. Основанием для этого послужила опубликованная Россией в системе Интерпола ориентировка: украинец обвиняется в боевых столкновениях с федеральными силами на территории Чечни в 1994–2000 годах. Но вероятность экстрадиции Мазура крайне мала. В его защиту уже выступила вице-спикер польского Сейма Малгожата Гошевская, которая назвала инцидент «исключительно техническим исполнением международных соглашений и обязательств».
«Польша сделала то, что должна была сделать. Она задержала человека, который фигурирует в реестре. Но — для выяснения ситуации. Мы уже многое знаем. И я уверяю вас, что дорога в Россию не является открытой», — заявила Гошевская.
Очевидно, в скором времени Мазура отпустят, уведомив об этом российскую сторону. Казалось бы, в случае задержания на территории ЕС кого-то из литовских судей или прокуроров история должна повториться.
Но в том-то и дело, что организаторы политического судилища по «делу 13 января» прекрасно знают цену обвинений, предъявленных заочно осужденным советским офицерам, и понимают последствия присуждения 7 лет реального тюремного срока Юрию Мелю.
Полковника запаса российской армии судили за инцидент 1991 года в одной стране по закону 2010 года, написанному в другой стране. Юрий Мель получил 7 лет тюрьмы за военные преступления и преступления против человечности на том основании, что он, будучи командиром танка, выломал забор возле Вильнюсской телебашни, три раза выстрелил из орудия холостыми зарядами в воздух, пускал дымовые завесы и светил в гражданских лиц. Так и написано в определении Вильнюсского городского участкового суда о признании подозреваемым Юрия Меля.
Немцев, австрийцев или других представителей «старой» Европы могут сильно удивить особенности литовского правосудия.
А запрос российской стороны о привлечении к уголовной ответственности заведомо невиновного, напротив, покажется обоснованным, и тогда вслед за арестом последует экстрадиция.
Этого и боятся власти прибалтийской республики.
То, что на скамье подсудимых в России окажется литовский судья или прокурор, — это только полбеды. Вернее, это вообще не беда. Беда в том, что возможное удовлетворение запроса на экстрадицию какой-либо европейской страной ударит по национальному мифу о «советской агрессии» — одному из главных столпов, на которых держится литовский режим.
Если бы власти республики были уверены в своей правоте, им не пришлось бы предпринимать никаких лишних действий.
Наоборот, задержание литовских служителей Фемиды где-нибудь в Европе было бы им на руку.
Потому что вслед за задержанием должно последовать освобождение и официальное отклонение российского запроса об экстрадиции. Тогда Москва будет посрамлена.
Но где гарантии, что эта история не обернется срамом для самой Литвы?
В конце концов, Головатова австрийцы в свое время отпустили, а ведь для Литвы он такой же «преступник» и «оккупант», как и Юрий Мель.
Резолюция с осуждением действий РФ должна стать своеобразным предохранителем от экстрадиции судей и прокуроров, раскрутивших «дело 13 января». Если ее примут на уровне Европарламента, то отдельным государствам-членам ЕС не нужно будет вникать в суть российского запроса: наднациональный законодательный орган уже дал свою оценку происходящему. По крайней мере, в этом заключается хитрый план Янкявичюса и его товарищей.
Но может статься, что литовские власти в очередной раз перехитрят сами себя.
В случае вынесения резолюции на голосование многие евродепутаты впервые услышат о деле Юрия Меля.Аналитический портал RuBaltic.Ru это только приветствует и готов со своей стороны открыть им глаза на эту историю!