РАПИ: как избрание Дональда Трампа повлияет на ситуацию в Балтийском регионе
Николай Межевич, Ефим Фидря
Нет сомнений, что новый Президент США Дональд Трамп, избранный от республиканской партии, произведет ряд изменений во внешней политике США — в том числе и в отношении региона Балтийского моря. Как изменится политика США и НАТО по отношению к Прибалтийским государствам и как к этому отнеслись прибалтийские политические элиты — в материале Ассоциации прибалтийских исследований.
После избрания Дональда Трампа Президентом США многие СМИ поспешили вспомнить, что успели высказать в адрес Трампа-кандидата государственные деятели и политики Прибалтийских государств, а также те немногие фразы, касающиеся судьбы стран Прибалтики, которые озвучил сам избранный Президент Соединенных Штатов. Нужно заметить, что в целом тональность публичных заявлений прибалтийских политиков отличалась заметной резкостью и характеризуется напряженно негативным отношением к кандидатуре Трампа.
Хуже того, уже после избрания Д. Трампа некоторые таллинские политики позволили себе неподобающие для публичного дискурса высказывания, а эстонская газета «Деловые ведомости» и вовсе предрекла Трампу судьбу Кеннеди.
И основания для беспокойства у политических элит Прибалтийских государств действительно есть.
Альгирдас Буткявичюс
Поздравив Трампа с избранием, лидеры Прибалтийских государств уже выразили готовность продолжить сотрудничество с США в сфере безопасности, обозначив Америку в качестве своего основного внешнеполитического партнера, а литовские информагентства сообщили, что премьер-министру А. Буткявичюсу «уже позвонили и успокоили» относительно будущей американской политики. Фактически, это означает надежду на продолжение довольно агрессивной антироссийской политики и расширение военного присутствия НАТО в регионе Балтийского моря. Между тем, сам Дональд Трамп, вполне возможно, вовсе не желает быть втянутым в конфронтацию с Россией по любому поводу или даже без него, и ориентируется на более мягкий внешнеполитический курс по отношению к ней.
Нет ни малейшего сомнения в том, что новый американский президент готов отстаивать американские интересы. Вопрос в другом: а в чем, собственно, они заключаются и где они географически проецируются? В какой степени Америка заинтересована в том, что чтобы дестабилизировать ситуацию в 149 километрах от Петербурга?
Если избрание Хиллари Клинтон предполагало продолжение американской внешней политики в регионе Балтийского моря, выражающейся в усилении военного присутствия силами НАТО в странах Прибалтики и Северной Европы (конфронтация ради конфронтации), то следование этим же курсом администрации Трампа представляется совсем неочевидным. Вполне возможно, что, сосредоточившись на решении внутренних экономических и социальных проблем США, Трамп, возможно, попытается уменьшить объемы финансирования, которые Америка тратит на Северо-Атлантический альянс, и в целом скорректирует интерес к малым странам Балтийского региона. Так, в одном из своих интервью Трамп охарактеризовал миссию и структуру НАТО как «устарелую», и многие эксперты ожидают, что «американская» политика НАТО теперь изменится с противостояния по оси «Запад-Восток» на борьбу с терроризмом (по крайней мере, на уровне заявленной миссии).
Кроме того, даже выполнение уже имеющихся обязательств теперь оказывается под большим вопросом. В этом году Д. Трамп уже заявил, что защита Прибалтийских государств от потенциальной «российской угрозы» будет напрямую зависеть от неукоснительного выполнения Литвой, Латвией и Эстонией своих обязательств перед НАТО – в первую очередь, финансовых. Впрочем, и это тоже не гарантирует военного вмешательства США само по себе. Более того, планы НАТО направить в Прибалтийские страны и Польшу около 4000 солдат (в том числе американских) в следующем году могут быть теперь пересмотрены – как и планы администрации Обамы послать тяжеловооруженную бригаду. С другой стороны, Трамп призвал европейские страны самим заботиться о своей безопасности более интенсивно – в частности, повысить уровень оборонных расходов.
Если указанные тенденции действительно воплотятся в новом американском внешнеполитическом векторе, прибалтийским политическим элитам, строившим свою внешнеполитическую идентичность на демонстрации антироссийской риторики и лояльности по отношению к НАТО, придется крайне непросто.
Сокращение военной поддержки и финансирования по линии США и НАТО осложнят и внутриполитическую, и экономическую ситуацию в Прибалтийских государствах.
С другой стороны, мы можем надеяться на то, что это послужит хорошим стимулом для того, чтобы наконец-то взглянуть в сторону России более трезвым взглядом и попытаться выстроить с нашей страной конструктивные отношения.
Президент РАПИ Н.М. Межевич, ответственный секретарь РАПИ Е.С. Фидря
Материал любезно предоставлен нашему порталу Российской ассоциацией прибалтийских исследований (РАПИ)