Политика Политика

«Победа Трампа должна разбудить Европу от глобалистского сна»

Вопреки ожиданиям и опросам, президентом США становится бизнесмен Дональд Трамп. Кандидат от истеблишмента Хиллари Клинтон признала поражение. О значении сенсационных выборов в США для Европы RuBaltic.Ru рассказал политолог Сергей МИХЕЕВ:

Сергей Александрович, ведущие европейские аналитические центры, исповедующие атлантизм, местные политики, журналисты откровенно поддерживали Хиллари Клинтон и пугали теоретической возможностью избрания Трампа. Их надежды не оправдались. О чём это говорит?

Дональд Трамп и Хиллари Клинтон.

– Выбор Трампа подтверждает мысль, которую мы в России несколько раз пытались донести: нельзя быть такими несамостоятельными. Мне кажется, Европа слишком сильно полагалась на связь с Америкой и на то, что Америка будет вести себя как главная политическая сила в регионе. Европейцы были абсолютно уверены в победе Хиллари Клинтон, в результате которой политика Белого дома сохранит глобалистскую направленность, патронажный подход в отношении Европы, готовность решать европейские проблемы. Мы же в свою очередь всегда говорили европейцам простую вещь: чувствуйте себя самостоятельными. Поэтому надо выстраивать сбалансированную внешнюю политику, да и внутреннюю тоже. Это и будет залогом того, что мы найдём консенсус.

Вместо этого европейцы сейчас в панике, потому что на континенте почти не осталось самостоятельных, харизматичных, сильных лидеров, способных действительно адекватно представлять интересы Европы – способных выбрать наиболее выгодный для Европы баланс между разными центрами силы. Поэтому мы видим панику, лёгкую истерику и разговоры о том, что Трамп сродни страшному сну. В определённой степени это было неизбежно – прозрение потом бы всё равно настало.

На самом деле глобалистская политика США рано или поздно должна была закончиться, потому что она всегда имела сомнительную перспективу. В этой ситуации Европе надо думать собственной головой. Пора просыпаться. Пора понимать, что Европа находится в европейских руках.

Что касается стран Балтии или Польши, для них ситуация может сложиться ещё хуже. Мы, конечно, пока не знаем, как Трамп себя поведёт, будет ли он отказываться от своих заявлений. Разумеется, его будут жёстко встраивать в уже имеющиеся рамки американской политики. Тем не менее есть вероятность, что Трамп всё-таки будет выполнять обещания. У многих политиков в Восточной Европе и на Украине, которые делали ставку на продолжение бесконечного конфликта с Россией и на продажу соответствующей геополитической роли как товара, могут появиться проблемы. Вечно так продолжаться в любом случае не могло. 

– Получилось, что интересы американских избирателей разошлись с интересами и желаниями части европейских элит? 

Рано или поздно разрыв между мнением правящих элит и мнением избирателей, между здравым смыслом и политической ангажированностью – даст о себе знать.

– Конечно. Опять же, сложившаяся ситуация подтверждает правоту российского экспертного сообщества. Интересно, что очень часто в дискуссиях с европейцами и американцами приходилось слышать, что мы якобы вообще ни в чём не разбираемся. Мы ведь им говорили элементарные вещи: ваши элиты оторваны от реальности, и то, что вы называете демократией, к демократии отношения не имеет. Сейчас это подтверждается. Оказывается, американцы думают совсем не так, как о них писала американская и европейская пресса. Не исключаю, что и европейцы думают не совсем так, как пытаются сообщать BBC, немецкие газеты или французские массмедиа. В Европе боятся об этом спрашивать.

Рано или поздно этот диссонанс – разрыв между мнением правящих элит и мнением избирателей, между здравым смыслом и политической ангажированностью – даст о себе знать. Это очень хороший сигнал для европейских политиков – возможность наконец понять, что они заигрались в свои проекты и уже не чувствуют реальной почвы под ногами. Между прочим, это и давало нам поводы сравнивать нынешний Евросоюз с поздним Советским Союзом. Там тоже правящая элита и многие чиновники оторвались от действительности и видели только то, что хотели видеть. Главным уроком ситуации с Трампом для европейских политиков должно стать то, что надо видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким вы его себе придумываете. Ценности и прочая риторика – на самом деле это многими людьми просто отвергается, не говоря уже о том, что вызывает раздражение. Попытка навязывать подобные вещи рано или поздно будет сталкиваться с сопротивлением.

Я не исключаю, что Трамп, как и многие политики, может обмануть избирателей, но в любом случае произошедшее в Америке – тенденция. 

Даже западный обыватель устал от разговоров на непонятном «птичьем языке» о толерантности, транспарентности и прочей ерунде и просто хочет услышать нормальную человеческую речь. У политиков в Европе, готовых с подобной речью выступать и слушать людей такими, какие они есть, особенно после выборов Трампа, появились новые перспективы. А у тех, кто полностью встраивался в американский глобализм, скорее всего, начнётся постепенный закат.

– В Восточной Европе и странах Балтии высказывают опасения, что победа Трампа усилит позиции России в регионе и ослабит НАТО. Для подобных страхов есть основания?

Внутри НАТО действительно могут наступить некие перемены – как во внешнеполитическом позиционировании, так и во внутренней компоненте.

– Не стоит переоценивать желание Трампа договариваться с Россией или его желание как-то «разогнать» НАТО. Но появляется шанс на то, что Америка и Россия смогут говорить друг с другом менее идеологизированно, более прагматично, с трезвомыслящих позиций. На этой основе можно найти определённый компромисс. А тем, кто брал русофобию в качестве основного вектора внешней политики, этот компромисс принесёт проблемы.
Конечно, Америка не откажется от НАТО. Альянс – слишком мощный инструмент влияния. Но внутри НАТО действительно могут наступить некие перемены – как во внешнеполитическом позиционировании, так и во внутренней компоненте. Трамп всё-таки много говорил о том, что Америка слишком много денег тратит на союзников. Так что посмотрим на шаги нового президента.

Безусловно, Трамп не сможет выполнить абсолютно все свои обещания, даже если захочет, – это невозможно. Но какие-то обещания он выполнить постарается. 

Тема внешних затрат очень чувствительна для американского избирателя. Именно она стала одной из главных тем, с помощью которых Трамп завоёвывал симпатии избирателей. Европейцев это должно отрезвлять, возвращать на землю.

– Американские эксперты рассуждают о том, что «факел глобализма» в Европе теперь перейдёт из Вашингтона в Берлин к канцлеру Меркель. Справится ли Германия с этой «миссией»?

Ангела Меркель

– Очень сомневаюсь, что Германия сможет стать таким лидером. У Берлина для этого не хватает ни ресурсов, ни влияния, ни политической воли. Это совершенно утопичная позиция. Более того, поражение Клинтон и победа Трампа ослабляет шансы Меркель на то, чтобы стать канцлером на новый срок. Она делала ставку на усиление Германии под «американской крышей». Теперь «крыша», поддержка из-за океана, может ослабнуть. У Меркель хорошие позиции внутри Германии, но, учитывая сложности с мигрантами и трудности на выборах в ландтаги, победа Трампа может стать ещё одной проблемой для канцлера, если она захочет переизбраться. Лидерство же в плане глобалистики для ФРГ невозможно по целому ряду причин, начиная неприятными историческими воспоминаниями, заканчивая фактическими возможностями.