Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс возмутился презентацией в Минске книги Галины Сапожниковой «Кто кого предал. Как убивали СССР», в центре которой находится изучение подлинной подоплёки событий у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Считающая себя учителем Беларуси в вопросах свободы слова, демократии и прав человека, Литва в то же время выступает против белорусской свободы слова.
Презентация книги журналиста «Комсомольской правды» Галины Сапожниковой «Кто кого предал. Как убивали СССР и что стало с теми, кто пытался его спасти» состоялась 5 октября в Минске. Помимо автора, в презентации приняли участие экс-командир группы КГБ «Альфа» Михаил Головатов и бывший секретарь ЦК Коммунистической партии Литвы на платформе КПСС Альгимантас Науджюнас.
Головатов и Науджюнас проходят обвиняемыми по «делу 13 января» и объявлены Литвой в международный розыск. В 2011 году Михаил Головатов был задержан в Австрии по запросу Литвы, но после того, как австрийские власти разобрались с его делом и поняли, что на самом деле оно является политическим преследованием, освобождён из-под стражи.
В белорусской столице участники презентации представили аудитории свою версию событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни, которые подробно разбираются в книге Галины Сапожниковой. По утверждению автора книги, в Литве «в течение 25 лет людям навязывали версию событий, которая в действительности является исторической фальсификацией».
В книге подробно рассказано о призыве лидера «Саюдиса» В. Ландсбергиса к жителям Вильнюса создавать «живые щиты» на пути советских танков, приведены показания очевидцев о снайперах в окнах Вильнюсской телебашни и на крышах соседних домов, процитированы многочисленные выдержки из уголовного дела, включающие выводы судебно-медицинской экспертизы о характере пулевых ранений погибших защитников телецентра. Из заключений судмедэкспертов следует, что в погибших 13 января 1991 года стреляли в спину и сверху вниз, что исключает причастность к их гибели советских десантников и подтверждает версию о снайперах.
Ответом официального Вильнюса на презентацию книги Сапожниковой стало публичное возмущение литовского МИД прошедшим в Минске мероприятием и особенно тем, что на нём получили возможность высказать свою версию произошедших четверть века назад событий люди, преследуемые Литвой по «делу 13 января».
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс жёстко отозвался о презентации в белорусской столице с участием разыскиваемых Литвой «военных преступников». «Те исторические события являются военным преступлением. Существует около 70 подозреваемых в деле о штурме телецентра, большинство проживает в России и Беларуси. Возбуждены соответствующие уголовные дела, которые могут вестись и без их участия», – заявил Линкявичюс в интервью «Радио “Свобода”», посетовав на то, что не только Россия, но и Беларусь не выдаёт Литве обвиняемых по делу о столкновениях у Вильнюсской телебашни.
«Можно приводить разные отговорки, мол, государство не выдаёт своих граждан, существует национальное право и так далее. Сейчас мы не имеем возможности получить всестороннюю информацию о трагических событиях 1991 года, потому что не можем опросить всех участников. Естественно, это не добавляет ни объективности, ни дружественности в отношения между государствами», – посетовал глава литовского МИД на такую существенную преграду в развитии литовско-белорусских отношений.
«Дело 13 января» в последние десятилетия занимает особую роль во взаимоотношениях Вильнюса и Минска. В 1994 году литовские спецслужбы в нарушение всех возможных правил хорошего тона в международных делах выкрали из Минска бывшего первого секретаря ЦК Компартии Литвы на платформе КПСС Миколаса Бурокявичюса и секретаря ЦК по идеологии Юозаса Ермалавичюса, проходивших обвиняемыми по делу о январских событиях 1991 года. Последовавший за этим скандал надолго испортил литовско-белорусские отношения и стал одной из причин победы на президентских выборах в Беларуси Александра Лукашенко.
Однако литовские власти, когда речь заходит о «сакральной дате» 13 января, готовы идти на любые издержки.
«13 января» – это тот роковой рубеж, на котором сразу останавливаются и без разговоров пресекаются даже самые робкие и неубедительные попытки литовских властей имитировать в своей стране свободу слова, плюрализм мнений, защиту прав человека и демократию.
В 2010 году правящие консерваторы ввели в стране уголовную ответственность за «отрицание преступлений оккупационных режимов» – все, кто впоследствии преследовался по соответствующей уголовной статье, пытались отрицать официальную версию событий у Вильнюсской телебашни. За вскользь брошенную фразу «свои стреляли в своих» едва не посадили на пять лет бывшего вице-мэра Вильнюса Альгирдаса Палецкиса. За сюжет о кровопролитии 13 января 1991 года с показаниями защитников телебашни и жителей окрестных домов, своими глазами видевших, как работают снайперы, отключили Первый балтийский канал.
Международное сообщество эти действия литовского руководства по защите новейшей национальной мифологии встречало с отвисшими от изумления челюстями, но официальный Вильнюс это не смущало. Литовские власти готовы были разругаться с соседней Беларусью, устраивая спецоперации своих спецслужб на её территории, настроить против себя правозащитников по всему миру «делом Палецкиса», вызвать осуждение ОБСЕ из-за политической цензуры и отключения телеканалов.
Имиджевые потери не имеют для Вильнюса никакого значения, когда речь идёт о защите национального мифа о «советском военном преступлении 13 января».
Литовское посольство в Риме этим летом уже потрясло до глубины души власти Италии, когда потребовало от них запретить презентацию книги Галины Сапожниковой в итальянском парламенте. А как же свобода слова, демократия и плюрализм мнений? Если считаете не устраивающую вас книгу лживой и клеветнической, то пришли бы на презентацию и по пунктам объяснили итальянской аудитории, где в этой книге искажение исторической правды. Если считаете сюжет российского телеканала клеветой на Литву, то подали бы на телеканал в суд за клевету и отстояли бы свою правду в суде.
Вместо этого литовские власти предпочитают запрещать, отключать, включать в «чёрные списки» и направлять другим странам ноты протеста за то, что те не препятствуют возможности услышать альтернативные официальной литовской версии о том, как происходил распад СССР и как Литва добивалась независимости.
В том числе Литва возмущается действием свободы слова в Беларуси, по отношению к которой эта страна больше двадцати лет пытается выступать в роли учителя свободе слова, демократии и правам человека, ведущего «отсталых» белорусов к свету «демократических ценностей» и «европейского выбора».
На практике же получается так, что в Беларуси свобода слова и плюрализм мнений есть, а в Литве за такие вещи сажают. «Учитель демократии» возмущается тем, что в «последней диктатуре Европы» высказываются альтернативные точки зрения. Светоч «европейского выбора» негодует из-за того, что Россия и Беларусь отказываются выдавать ему для политического преследования своих граждан. Проводник «общечеловеческих ценностей» на постсоветском пространстве отключает, отменяет, запрещает и выдворяет из страны, добиваясь того же как от западных союзников, так и от «отсталых» восточных соседей.
И при этом «Северная Корея ЕС» по-прежнему считает себя образцом и примером для подражания в борьбе за свободу слова, права человека и демократию. После всего этого кому-то ещё кажется удивительным, что героические потуги Литвы на особую цивилизационную миссию в бывших советских республиках вызывают истерический хохот как на Востоке, так и на Западе?