Союз со штатом Пенсильвания: Литва обрела свое место в мировой политике
Алексей Ильяшевич
Президент Литвы Гитанас Науседа встретился с губернатором Пенсильвании Томом Вулфом. В ходе общения стороны обсудили вопросы, которые обычно решаются на уровне глав государств. Литовского лидера это не смущает. Напротив, для него приезд Вулфа — политическое достижение. По сравнению с президентом нищей прибалтийской республики губернатор американского штата с населением без малого 13 миллионов человек может считаться настоящим политическим «тяжеловесом».
Литву и Пенсильванию связывает многолетняя дружба. С этим штатом Вильнюс сотрудничает особенно плодотворно. В частности, армия прибалтийской республики уже четверть века поддерживает тесные контакты с Национальной гвардией Пенсильвании. Ее командующий Энтони Дж. Карелли в свое время был награжден Офицерским крестом ордена «За заслуги перед Литвой».
Незадолго до окончания своего второго президентского срока Даля Грибаускайте просила Карелли отправить пенсильванских гвардейцев на военные учения неподалеку от Калининградской области. Предполагалось, что именно американцы будут прикрывать так называемый Сувалкский коридор — самый важный участок потенциального фронта.
По логике вещей, просить о военной помощи Грибаускайте должна была у президента США или министра обороны, а не у чиновников отдельного штата.
Но в литовско-американских отношениях, видимо, действует другая логика, и Вашингтон, не желая тратить время на контакты с литовцами, поручил эту «почетную» миссию правительству штата.
По мере возможностей власти Пенсильвании действительно оказывают Вильнюсу поддержку. По линии нацгвардии проходят профессиональная подготовка литовских офицеров, обучение экипажей боевых машин пехоты, развитие военной инфраструктуры. Именно инженеры из Пенсильвании в прошлом году занимались модернизацией полигона в окрестностях города Казлу-Руда, о чем с гордостью рапортовало Министерство обороны Литвы. В тесном взаимодействии с пенсильванскими специалистами Грибаускайте собиралась развивать региональный центр кибербезопасности в Каунасе.
Гости из Пенсильвании в 2013 году убеждали литовцев в прелестях разработки месторождений сланцевого газа. Директор некоего исследовательского центра Томас Мерфи во время визита в Литву рассказывал, что экономический эффект от этого исключительно положительный: налоговые поступления в бюджет растут, а расходы домохозяйств на газ сокращаются.
Власти республики уверовали в целительную силу сланца, который должен был помочь им обрести «энергетическую независимость» от России.
«Судя по ценам на сланцевый газ в США, он может составить конкуренцию газу, поставляемому "Газпромом"», — утверждал тогдашний министр энергетики Арвидас Секмокас.
Правда, единственной компанией, которая изъявила желание заниматься разведкой и добычей сланцевого газа в Литве, оказалась американская Chevron. Но и она отказалась от этой затеи, когда провела разведку месторождений и обнаружила, что запасов сланца в Литве хватит на три года промышленной добычи.
Экс-премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс до последнего не терял надежды на «сланцевую революцию». После бегства Chevron он безрезультатно пытался ее вернуть, затем поехал искать новых инвесторов. Куда поехал? В Пенсильванию, разумеется: посещал местные газовые месторождения, встречался с академическим сообществом Питсбургского университета и рассказывал о льготных условиях работы по добыче сланцевого газа в Литве. Американцы так и не клюнули.
За рабочим ужином нынешний губернатор Пенсильвании должен был встретиться с литовским министром энергетики Жигимантасом Вайчюнасом. Поговорить им, в принципе, есть о чем. Официальный Вильнюс до сих пор ожидает, что американские поставщики завалят терминал в Клайпеде «демократичным» сжиженным природным газом (СПГ), а цены в условиях избытка предложения пойдут вниз.
Том Вулф — не совсем тот человек, с которым нужно обсуждать подобные вещи. Но если в Вашингтоне голос Литвы не слышат, то почему бы не подключить товарищей из Пенсильвании?
Не исключено, что во время встречи с Науседой и Вайчюнасом американский губернатор попробует повторить успех Дональда Трампа, который в свое время всучил украинцам уголь из Пенсильвании. Крупнейшей в США угледобывающей компании XCOAL Energy&Resourses новые рынки сбыта не помешают (особенно после того, как поставки на Украину не заладились).
С президентом Литвы Том Вулф обсуждал вопросы сотрудничества в сферах обороны, культуры и экономики. Опять-таки, с культурой и экономикой все понятно — эти темы обычно и становятся предметом дискуссий на межрегиональном уровне. Но вопросы военной поддержки союзников по НАТО формально входят в компетенцию Пентагона, а не властей отдельных штатов.
Складывается впечатление, что литовско-пенсильванские отношения развиваются динамичнее, чем литовско-американские.
И Гитанас Науседа не собирается ломать эту тенденцию. В высоких кабинетах Вашингтона его не ждут, возможность личной аудиенции если не у Трампа, то хотя бы у кого-то из влиятельных американских политиков сегодня не рассматривается. Вот и приходится обсуждать вопросы обороны, экономики и энергетики с губернатором Пенсильвании.
Впрочем, это скорее Тому Вулфу приходится тратить свое время на посещение Литвы. В его штате проживает вдвое больше людей, чем в Литве, Латвии и Эстонии вместе взятых. Для продвинутых пенсильванских нацгвардейцев литовская армия — необразованные папуасы.
А учитывая вклад Пенсильвании в мировую экономику, мистер Вулф имеет полное моральное право принимать скопом всех трех лидеров стран Прибалтики, как это делает Дональд Трамп.
Словом, Науседа еще должен поблагодарить высокого гостя за оказанную честь. Да и зачем литовскому лидеру встречаться с чиновниками рангом повыше? Все, что им было нужно, американцы услышали от нового президента прибалтийской республики по время его встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.
Во-первых, к 2030 году Литва собирается увеличить расходы на оборону до 2,5% ВВП. Во-вторых, войскам НАТО здесь всегда рады.
Хотите прислать подкрепление — даже не спрашивайте! О чем Трампу разговаривать с руководством такой страны?Похоже, Науседа довольно быстро осознал свое место в мировой политике. Но он почему-то продолжает декларировать «стратегический курс» Литвы на союз с Соединенными Штатами. Логичнее все-таки говорить о союзе с Пенсильванией.