«Сезон охоты на ведьм объявлен потому, что русские становятся сильнее»
Ольга Ларина
Рост популярности Русского союза Латвии стал восприниматься как угроза латвийскими правительственными силами. Так, министр юстиции от Нацблока Гайдис Берзиньш решил даже проверить законность деятельности «партии русских». О том, как оценивают подобные подозрения в самом Русском союзе, и о положении наиболее русскоязычного региона Латвии – Латгалии - порталу RuBaltic.Ru рассказал депутат Даугавпилсской городской думы, кандидат в депутаты Сейма по списку РСЛ Юрий ЗАЙЦЕВ:
- Юрий Сергеевич, как Вы расцениваете «меры предосторожности» министра юстиции? Какие предшествующие действия РСЛ могли так обеспокоить господина Берзиньша?
- Нет сомнений в том, какие политические взгляды исповедует господин Берзиньш. В принципе, в приличном обществе недопустимые. «Всё Латвии!» - партия, членом которой является Берзиньш, - страдает не только банальным национализмом, жирно сдобренным русофобией, но и такими вроде как уже давно изжившими себя в Европе «прелестями», как антисемитизм. То есть вполне себе такая местечковая наследница заветов Адольфа Алоизовича - даже никакого там налёта европейских ценностей нет. Отсюда реакция Гайдиса Берзиньша на партию с названием «Русский союз Латвии», имеющую самые хорошие отношения с руководством России и поддерживающую все инициативы этого самого руководства по возвращению былого величия русскому народу.
«Нацик» не может любить русских или какой-либо другой «не свой» народ - это логично. Нелогично, когда «нацик» сидит в правительстве и является министром. Отмечу: министром юстиции, т. е. министром из силового, репрессивного блока. Иными словами, безопасность правого консервативного правительства Латвии обеспечивают штурмовики Райвиса Дзинтарса - прямые исторические аналогии с Германией!
Что касается моей оценки этих «мер предосторожности», то надо понимать:
дай господину Берзиньшу без надзора заниматься законотворчеством, так многие через полгода по «пятой строке» в товарняк «Рига - Москва» погружены будут. А до этого у русских, как, думаю, и у евреев, отдельные скамеечки в парках появятся, «исправлять» их в специальных лагерях будут - вроде Саласпилса. Благо, почин такие лагеря «исправительно-трудовыми» называть уже есть...
Всему этому есть объяснение. Сезон охоты на ведьм объявлен потому, что мы - русские - становимся сильнее как локально, так и геополитически. Успех России с возвратом Крыма, остановка украинских военных на Донбассе не прошли для Запада незамеченными. Как не прошёл незамеченным для «обслуживающего персонала западного мира» референдум о государственном статусе русского языка, а также укрепление русских политических сил за счёт присоединения к ним самоорганизованных русских молодёжных движений и партий.
Ещё до заявлений Гайдиса Берзиньша о необходимости проверки РСЛ и подписания договора о сотрудничестве с партией Аксёнова Полиция безопасности возбудила против меня и ещё троих товарищей уголовное дело о «подделке регистрационных документов партии "Честь и порядок"». Это региональная латгальская партия, которую мне так и не дали зарегистрировать. А после моей поездки в Крым на референдум, где я был наблюдателем, сразу же получил языковую проверку специальной инспекции, которая создана в Латвии, чтобы оценивать уровень знаний латышского языка. Несмотря на то, что я свободно работаю с документами, несколько раз выступал докладчиком по ряду вопросов на заседаниях городской думы, рабочим языком которых является исключительно латышский, языковая инспекция посчитала мои знания «недостаточными» и немедленно вбросила эту информацию в СМИ. Уместно вспомнить ситуацию с кандидатом в депутаты от РСЛ Александром Кузминым, которого недели три назад вызывали «на разговор» в ПБ и который, как я понял, следующий в списке «политических преступников».
- Известно, что Вы возглавляете список кандидатов от Латгалии на предстоящие осенью выборы в Сейм. Как Вы оцениваете сегодняшнее экономическое положение региона?
- Оцениваю как ужасное. Разрушено производство, а туризм не покрывает потерянные от остановки заводов убытки. Состояние региона действительно депрессивное. Причина тому - отсутствие уверенности в завтрашнем дне и перспектив развития региона при сохранении всех нынешних тенденций. И первое, и второе связано с отказом правящих элит Латвии от промышленности и её специальным уничтожением в 1990-е годы.
- А как эти правящие элиты объясняют свои действия? Прислушивается ли «центр» к потребностям населения края?
- Чтобы увидеть, как Рига прислушивается к потребностям населения края, достаточно приехать в любое местечко Латгалии, а после посетить соразмерное на западе Латвии. Разница Вас шокирует.
- Как так вышло, что в «национальном государстве» не уделяется внимание региону, который, по одной из версий, является местом исторического происхождения латышского этноса? Или амбиции титульной нации в лице представителей власти превыше благополучия собственного края?
- Да, есть такая версия о происхождении латышей, но она успешно замалчивается. Латыши с запада пренебрежительно называют латгальцев – «чангали». Правда, латгальцы тоже не молчат, латыши у них – «чули». Амбиции здесь ни при чём. Исторически сложилось так, что латгальцы лучше ладили с русскими, были политически «красными». Соответственно, исходя из этих двух тезисов, они и голосуют на выборах.
В Латгалии правые латышские правящие партии всегда проигрывают. Ну и потом, 55% участников языкового референдума в Латгалии проголосовали за русский язык. Это их месть, не более.
- Сейчас латвийские политики стали называть Латгалию «вторым Крымом». Что Вы думаете по этому поводу?
- Я считаю, что если всё время твердить жителям целого региона «уезжайте в Россию», то рано или поздно они туда могут уехать… вместе со своим регионом.
- Как санкционная война отразилась на Латгалии, учитывая её близкое соседство с Россией? Ведь до недавних пор Латгальский регион считался лучшим местом транзита в районе Балтийского моря между Европой и РФ.
- Сильно пострадала молочная и мясная промышленность. Наши творожные сырки шли на экспорт в Псковскую область; даугавпилсский и резекненский мясокомбинаты тоже потеряли часть потребителей. Транзитчики потеряли около 8% своего оборота. Т. е. санкции ударили, но пока не добили. Если война санкций продолжится - вот тогда для региона это будет катастрофой.
- Но ведь государственный бюджет пополнялся «латгальским золотым треугольником»: Резекне - Даугавпилс - Крустпилс. Каким образом тогда правительство распределяло финансирование от латгальского транзита? Получается, что Латгалия больше отдавала, чем получала?
- Все сборы от транзитных пошлин уходили в Ригу, и она дотировала регион. Ну, а как она «дотировала», я уже говорил – приезжайте, посмотрите.
- Может ли Латгалия наладить сотрудничество с Россией, не поднимая вопрос автономии?
- Может, если законодательно расширить хозяйственные полномочия самоуправлений и дать им право заключать с иностранными предприятиями или субъектами договоры.
- Возможна ли, на Ваш взгляд, экономическая реанимация Латгалии? Или пока официальная позиция государства в отношении РФ не изменится, о процветании Латгальского региона не может быть и речи?
- Без сотрудничества с Россией - основным нашим торговым партнёром - о процветании не только Латгальского региона, а и в целом Латвии говорить невозможно. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в Латгалии были разбиты базы НАТО. Надо понимать, что, как только база появляется, на неё нацеливают ракеты, и это гарантирует нахождение Латгалии в зоне перманентного военного конфликта по крайней мере до тех пор, пока будет существовать блок НАТО.
В зонах конфликта не бывает процветания. Именно поэтому своей главной миссией и как депутата крупнейшего города Латгалии, и как кандидата в депутаты Сейма я вижу самое решительное сопротивление попыткам разместить на нашей земле базы Альянса.
- Какое решение ситуации, сложившейся в Латгалии, предлагает Русский союз Латвии?
- После установления Латвией нормальных взаимоотношений с Россией, мы выступаем за налоговые льготы для предприятий, создающих рабочие места в Латгалии. Имеется в виду временная компенсация из государственного бюджета социального налога, уплаченного за работников, трудоустроенных на созданных в Латгалии производствах. Необходимо перенять финский опыт предоставления мультивиз в обмен на накопление пунктов за количество посещений страны. Скорость и удобство получения латвийской визы должны стимулировать туризм.