До плановых президентских выборов на Украине еще более полутора лет, но Порошенко, пользуясь традиционным снижением политической активности в летний период года, поспешил начать собственную предвыборную кампанию. C политтехнологической точки зрения шаг верный, учитывая, что антирейтинги Петра Алексеевича бьют
В первые два летних месяца Порошенко развил необычайно бурную политическую и дипломатическую активность: многочисленные зарубежные визиты чередовались с поездками по городам и весям Украины. Разъезжая по Украине, Петр Алексеевич не упускал ни единой площадки для пиара — возможности перерезать ленточку на открытии какого-нибудь памятника и выступить перед согнанными госслужащими (полицейскими, бюджетниками), рассказывая о мнимых победах киевской власти вроде «безвиза», отказа от российского газа (покупая который у европейских трейдеров, Киев переплатил сотни миллионов долларов) и «самой сильной армии в Европе».
Будучи в Сумах, украинский президент даже заявил, что за последние три года в стране открыто 60 новых заводов. Абсолютная правда, которая, однако, не отменяет факта ускоренной деиндустриализации Украины.
Дело в том, что вместо «декоммунизированных» заводов по производству автомобилей, самолетов, судов, вагонов, двигателей открываются предприятия по производству упаковки, детского питания или в лучшем случае автомобильных кабелей и чехлов.
Словом, когда нет реальных достижений, в ход идут подобного рода уловки. С тем же успехом можно заявить, что в стране введены в эксплуатацию тысячи новых электростанций, приравнивая каждую установленную солнечную батарею на крышах частных домов к полноценной станции…
Август традиционно считается «мертвым сезоном» украинской политики. Но Петр Алексеевич пытается выжать за это время максимум электоральных бонусов, пользуясь тем, что большинство его оппонентов разъехалось по «заграничным округам».
Так, в первых числах августа, по случаю Дня Воздушных сил ВСУ, Порошенко посетил 40‑ю бригаду тактической авиации в Винницкой области, где пообещал увеличить денежные выплаты участникам так называемой АТО, а заодно совершил полет на истребителе МиГ‑29.
Всё вышеуказанное позволяет говорить о том, что Порошенко почти за два года до плановых президентских выборов начал собственную предвыборную кампанию. Тут стоит отметить, что полет на МиГ‑29 укладывается в образ «сильного Порошенко», который начали конструировать президентские политтехнологи на рубеже 2016 и 2017 годов (во многом именно этим объясняется, что лично Порошенко стал инициатором многочисленных запретов и ограничений, введенных за последнее время).
Чем дальше, тем очевиднее, что Петр Алексеевич пойдет на грядущие президентские выборы под воинственными «патриотическими» лозунгами, что будет резко контрастировать с 2014 годом, когда Порошенко обещал компромисс с РФ за три недели, а потому воспринимался многими как шанс на установление мира.
Но не пиаром и публичной политикой едиными. Украинский президент нанес чувствительные удары по тандему Турчинов — Аваков, который последние несколько месяцев раскачивал кресло под Порошенко и ныне является неформальным союзником лидера электоральных симпатий украинских избирателей — Юлии Тимошенко.
Во-первых, подконтрольные Петру Алексеевичу силовые структуры подвесили на крючок уголовных производств заместителей главы МВД Авакова. Во-вторых, Порошенко отсекает от финансовых потоков секретаря Совбеза Турчинова и его клиентелу, «окормлявшихся» благодаря концерну «Укроборонпром» (от выполнения обязанностей отстранены 25 руководителей) и проекту «Стена» (произошла смена главы Госпогранслужбы после того, как предыдущий руководитель упал в обморок в ходе визита Лукашенко).
За следующими шагами Порошенко на пути к пролонгации президентских полномочий будем наблюдать уже осенью, когда начнется новый политический сезон. Но их нетрудно спрогнозировать уже сейчас, ведь Петру Алексеевичу необходимо решать «проблему Тимошенко» — лишать «газовую принцессу» доступа к финансовым и медийным ресурсам. Как показывает социология, удобным спарринг-партнером для Порошенко во втором туре выборов является главный арлекин украинской политики Олег Ляшко, чей рейтинг наверняка будут активно «накачивать» за оставшееся до выборов время.
Впрочем, далеко не факт, что маневры Порошенко дадут «выхлоп». Дело не только в том, что к 2019 году даже при активном использовании административного ресурса попадание Порошенко во второй тур выборов может стать проблематичным. Главный фактор неопределенности — позиция Запада, где наверняка планируется кастинг на высшие государственные посты Украины, чья субъектность ныне предельно ограничена. Склонить чашу весов в свою пользу Порошенко пытается в том числе активным лоббированием интересов американского ТЭК, но наверняка у «глобократии» есть свои соображения по поводу следующих президентских выборов в «стране победившего Майдана».