Литва осознанно пошла на обострение отношений с Россией, развязав настоящую войну против советских памятников. Столкнувшись с ответными действиями российской стороны, власти республики решили изобразить из себя жертв и обвинить Москву во вмешательстве во внутренние дела государства. Тем самым Вильнюс в очередной раз дестабилизировал ситуацию в регионе.
Случилось то, о чем не раз предупреждала российская сторона: ответ на замораживание Литвой диалога по двустороннему межправительственному соглашению о местах захоронений военнослужащих и гражданских жертв войн будет симметричным. В итоге Москва не выдала визы литовским участникам проекта «Миссия Сибирь», которые должны были отправиться в экспедицию к местам захоронения ссыльных.
В МИД Литвы назвали такое решение «необоснованным и непропорциональным» и обвинили Москву в попытке «оказать давление на процесс принятия решений» внутри Литовской республики и «заставить создать межгосударственное соглашение, не отвечающее национальным интересам». По мнению литовских дипломатов, «приравнивание посольством РФ присмотра за могилами советских воинов к приведению в порядок могил литовских ссыльных в России, что является проявлением общественной инициативы, необоснованно». Объясняют они свою позицию тем, что деятельность «Миссии Сибирь» не связана с политикой, так как это чисто гражданская, общественная, гуманистическая инициатива, цель которой — почтить память жертв советских репрессий и ссылок и сохранить места их захоронения.
То, как «Миссия Сибирь» не связана с политикой, становится ясно из разъяснений президента Литвы Дали Грибаускайте. На встрече с молодыми участниками проекта накануне их отъезда в Россию в 2017 году она заявила, что необходимо широко информировать общественность об этом историческом периоде через презентации в литовских школах, университетах, общественных центрах, включая литовцев, проживающих за рубежом, и иностранных граждан.
Нет никаких сомнений, что просветительские мероприятия будут представлять только одну, единственно верную трактовку тех событий, основанную на понятиях «советская оккупация», «кровавые репрессии тоталитарного режима» и стереотипах об «ужасной жизни современной России». В литовском представлении это не политика.
Напротив, деятельность посольства России по восстановлению мемориалов и уходу за могилами советских воинов — это, безусловно, политика. И неважно, что в самом названии межправительственного соглашения есть прямая связь между деятельностью по ремонту советских военных захоронений в Литве и приведению в порядок могил ссыльных литовцев в России.
Ведь в Литве взят курс на тотальное очищение от всего советского: в стране законодательно запрещены отрицание советской «оккупации», демонстрация советской символики, к которой с недавнего времени приравнена и Георгиевская лента.
Все началось с решения о демонтаже советских скульптур на Зеленом мосту в центре Вильнюса в 2015 году, принятого на федеральном уровне. Сегодня борьба с наследием СССР полным ходом ведется местными самоуправлениями. Так, в конце 2017 года муниципалитет Биржайского района постановил, что у памятников близ захоронений солдат Красной армии, павших во время Прибалтийской операции (1944 год), должны стоять таблички с указанием, что информация на памятниках «не соответствует исторической правде». Местные чиновники с гордостью пояснили, что таким образом они внесли вклад в «отражение» той самой «исторической правды».
Своего апогея борьба с советскими памятниками достигла в текущем году, на него как раз приходится столетний юбилей государственности Литвы, что только подогревает местных националистов и консерваторов. Сообщения о вандализме становятся обыденным делом. А вслед за ними появляются инициативы властей о переносе памятников в специально отведенное для этого место — музей советских скульптур под открытым небом в местечке Грутас. Сюда со всей страны свозят статуи, бюсты и монументы периода СССР. Такая синхронность наталкивает на мысль, что вандалы и власти действуют заодно.
Недавно в центре внимания литовских политиков оказались мемориал и могилы 106 советских солдат-освободителей в центре Паланги, который «не должен быть заложником прежней идеологии и войны, которую Литва не начинала и не заканчивала».
Тема переноса памятника советским воинам также поднимается властями Шяуляя. По их мнению, если площадь освободить от «ненужного мемориала», она станет более посещаемой.
В Клайпеде местные активисты нашли противоречия «исторической правде» в табличке на памятнике. Они назвали ложью тот факт, что город был освобожден 28 января 1945 года, так как «Клайпеду никто не освобождал».
Сегодня в Литве все чаще звучат призывы к «комплексному решению проблемы» и ее полному очищению от «осколков тоталитарных властей» к 2020 году. К этому времени не подходящие для нынешней государственной идеологии названия улиц и площадей будут заменены, а памятники воинам-освободителям Красной армии и литовцам, сотрудничавшим с Советской властью, уничтожены. Чтобы осуществить задуманное, разрабатывается соответствующая законодательная база, которая в том числе должна вывести «все советское» из списка объектов культурного наследия страны.
Продвигаемый в Сейме Литвы консерваторами новый закон будет распространяться на здания, памятники, мемориальные доски, улицы, площади, скверы, а также на именные премии и конкурсы.
За формирование перечня публичных объектов, «пропагандирующих коммунизм», будет отвечать Центр исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы. Право утверждать список «осколков тоталитаризма» возложено на правительство.
Становится очевидным, что Литва нисколько не заинтересована в развитии диалога с Россией по военно-мемориальной деятельности. Наоборот, литовские власти всячески стараются воспрепятствовать работе российского загранпредставительства на этом направлении, а то и вовсе заблокировать ее. Доходит до абсурдных требований Вильнюса, согласно которым финансирование работ на воинских захоронениях должно идти через местные самоуправления. Посольство РФ не может выполнить требования столичных властей Литвы, так как они расходятся с российским законодательством. Естественно, у самих самоуправлений средств на это нет. А суммы на поддержание мемориалов и уход за ними требуются немалые, ведь в Литве, по оценкам историков, захоронено более 80 тысяч советских солдат и более 200 тысяч военнопленных.
О том, что политика Литвы в отношении России рано или поздно должна получить адекватную оценку, неоднократно предупреждал руководитель российского посольства Александр Удальцов. Вильнюс добился, чего хотел. Москва, исходя из принципа взаимности, ответила симметрично. Теперь «Миссия Сибирь» не сможет работать в России до тех пор, пока «литовская сторона не предоставит реальную возможность возобновления военно-мемориальной деятельности в Литве».
Но, похоже, это нисколько не расстроило литовские власти, ведь у них на этот проект далеко идущие планы: превратить его в геополитический антироссийский инструмент. На днях было заявлено о предстоящей отправке поисковиков в Казахстан вместо России. Как прокомментировали в Литве, «Сибирь намного шире географического понятия, а места ссылок литовских соотечественников были и за пределами России: в Казахстане, Таджикистане и Грузии».
Получали ли официальные власти Астаны запрос от Вильнюса по официальным каналам? И готовы ли в Казахстане к такому сотрудничеству, учитывая то, что во время освобождения Прибалтики в 1944 году казахская 391-я Режицкая Краснознаменная дивизия, наряду с другими красноармейскими частями, несла тяжелые потери. А сегодня власти Литвы блокируют работу по уходу, в том числе, и за мемориалами и могилами казахским войнам, заявляя об «оккупации», а не об освобождении страны.
Астане стоит задуматься о сотрудничестве с теми, кто называет освободителей оккупантами и пытается стереть память о них.