В Берлине 11 июня встречаются министры иностранных дел «нормандской четверки» (России, Франции, Германии и Украины). Стоит ли ожидать на данном синклите принятия каких-то серьезных решений или же нормандский формат на сегодняшний день себя изжил? Конечно, нельзя дать однозначные ответы на эти вопросы. И пусть прогноз дело неблагодарное, аналитический портал RuBaltic.Ru попробует заглянуть в будущее.
Заметим, что это встреча глав МИД, а не глав государств, поэтому никакого глобального прорыва не будет. Если министры иностранных дел и договорятся относительно какой-то очень серьезной темы, то ее придется закрепить на более высоком уровне. Потом состоится встреча руководителей держав, как это было в Минске в феврале 2015 года, где договоренностям придадут официальный статус. Исходя из этого следует ожидать, что руководители внешнеполитических ведомств будут обсуждать локальные проблемы.
Можно предположить, что темой их предметного разговора станет очередное перемирие в Донбассе. Но, как бы там ни было, после 2015 года встречи в формате «четверки» не приносили каких-либо ощутимых плодов, поэтому высока вероятность, что на встрече в Берлине 11 июня снова договорятся договариваться.
В начале июня 2014 года, когда нормандский формат только был создан, на него возлагали большие надежды. Тогда только что избранный президентом Украины Петр Порошенко казался самым лучшим вариантом из всех возможных политиков, которые могли прийти к власти после госпереворота.
В России и Донбассе надеялись, что Украина прекратит войну и сядет за стол переговоров с представителями Луганской и Донецкой республик. Сейчас, спустя четыре года, понятно, что этим чаяньям не суждено было сбыться, а надежды на мудрость и рационализм Петра Порошенко были наивными.
Между тем, в июне 2014 года всё было далеко не так однозначно. Вспомним, Порошенко победил на выборах благодаря обещанию закончить войну. Вот что он говорил в интервью для французской газеты Le Figaro: «Мы никогда не вернем эти регионы (Донбасс) военным путем. Мы должны бороться за умы и сердца людей. У нас нет абсолютно никаких возражений против использования русского в качестве официального языка. Мы также готовы к осуществлению продвинутой децентрализации».
Также он заявил, что решение Верховной рады Украины о лишении русского языка статуса регионального было ошибкой.
Как видим, в июне 2014 года Порошенко пытался позиционировать себя как умеренного политика и сторонника компромисса. Да и вся его предыдущая биография говорила о том, что он человек вполне договороспособный. Раньше, до переворота, он находил общий язык с различными политическими силами внутри Украины, даже работал в правительстве Николая Азарова. У него был бизнес в России. Кстати, принадлежавшая Порошенко кондитерская фабрика в Липецке работала до 2017 года! Поэтому объективно в июне 2014 года Петр Порошенко казался человеком, с которым можно вести конструктивный диалог.
Однако вскоре стало понятно, что это не так. Свой выбор Порошенко сделал 30 июня 2014 года, когда под давлением сторонников войны, таких как Олег Ляшко, прекратил перемирие и приказал ВСУ наступать. Именно тогда президент Украины окончательно предпочел войну миру, а конфронтацию — поиску компромисса с жителями Донбасса.
Результатом переговоров «нормандской четверки» стали Минские договоренности, которые позволили людям в Луганской и Донецкой народных республиках (ЛДНР) наладить не нормальную, но «околонормальную» жизнь.
Однако достичь устойчивого мира в Донбассе «нормандской четверке» не удалось, а минский процесс, который должен был привести к прекращению огня и политическому решению конфликта, по факту мертв.
Почему же так случилось и что стало препятствием? Дело в том, что базовые документы для урегулирования договоров «Минск‑1» и «Минск‑2» были подписаны украинской стороной после военных поражений. Благодаря первому Минскому соглашению киевский режим смог удержать Мариуполь, благодаря второму после взятия Дебальцева ополченцы ЛДНР не стали развивать успех и двигаться на Артемовск. Как показало время, любые договоренности для Порошенко были не более чем тактическими шагами, позволяющими ему выиграть время для укрепления обороны на фронте. Поэтому он и согласился на словах дать особый статус Донбассу, прекрасно понимая, что ни один пункт из политической части Минских соглашений киевский режим выполнять не будет.
После подписания «Минска‑2» была надежда, что Париж и Берлин смогут надавить на Киев и заставить Порошенко и компанию выполнить свои обещания. Но этого не произошло. Во-первых, потому, что Украина — сателлит Вашингтона, а не Берлина. А значит, Германия и Франция могут оказывать давление на Украину ровно в той степени, в какой позволят это делать США.
Во-вторых, радикальные украинские националисты сразу резко выступили против любых уступок ЛДНР, а значит, если вдруг по какой-то причине Порошенко захотел бы выполнить взятые в Минске обязательства, украинские неонацисты обвинили бы его в «зраде». Они даже могли бы свергнуть «майданного» президента или по крайней мере дестабилизировать ситуацию в Киеве. Порошенко боится радикалов: по факту они сегодня единственная сила на Украине, которая может лишить его власти.
Думается, что главной темой для обсуждения в Берлине станет ввод миротворцев в Донбасс. Однако очень сомнительно, что будет найден какой-то компромисс. Украина требует введения миротворцев на всю территорию ЛДНР и создания международной администрации, которая будет управлять Донбассом, и только потом киевский режим готов проводить в республиках выборы.
В этом вопросе киевские власти поддерживает Вашингтон. В частности, за этот план не раз выступал спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. Разумеется, ни Донецк, ни Луганск, ни Москву данная идея не устраивает.
Дело в том, что если миротворцы ООН возьмут под контроль всю территорию ЛДНР, то Украина никаких выборов проводить не будет и никакой особый статус Донбасс не получит.
В Киеве просто рассчитывают получить Донбасс как подарок из рук «миротворцев». Президент России Владимир Путин во время совместного брифинга с канцлером Ангелой Меркель сказал: «Поручили нашим внешнеполитическим ведомствам еще раз предметно проработать тему учреждения миссии Организации Объединенных Наций по содействию охране наблюдателей ОБСЕ на Донбассе». То есть в Москве по-прежнему видят роль «голубых касок» на территории Донбасса прежде всего в том, что ооновцы будут «телохранителями» наблюдателей ОБСЕ.
Так о чём могут договориться в Берлине главы МИД «четверки»? Думается, достигнут соглашения об очередном прекращении огня. Только вот вопрос, сколько данное перемирие сможет продержаться на этот раз. Учитывая, что многие политики в Киеве жаждут крови, это будет недолго, ведь сегодняшний «майданный» режим существует только благодаря войне.