Запад будет пересекать все «красные линии», пока Россия не даст отпор
Сергей Половинец
В Москву 10 мая с официальным визитом прибыл глава внешнеполитического ведомства Германии Хайко Маас. Ранее сообщалось, что немецкий министр критично настроен по отношению к России. С какой программой прибыл глава МИД ФРГ в российскую столицу, а также поменяется ли внешнеполитический курс РФ после формирования нового Кабинета министров, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал доктор политических наук, профессор МГУ Андрей МАНОЙЛО:
— Г‑н Манойло, с какой программой приехал Хайко Маас в Россию?
— У господина Мааса в отношении России конструктивная программа и конструктивная повестка. Он приехал договариваться о целом ряде ключевых вопросов, в том числе и о реализации проекта «Северный поток — 2». В этом отношении Маас договороспособный политик. Он здравомыслящий, с ним можно иметь дело.
— Как формируемое сейчас правительство России должно выстраивать свои отношения с Германией и ЕС в целом?
— Точно так же, как правительство их выстраивало до этого. Потому что оно не поменялось. Перетасовали определенных лиц из колоды, поменяли портфели, а Кабинет остался тот же. Как проводили политику, так и будут выстраивать. Ничего нового там не появится и ничего не изменится.
— Как позиция США влияет на отношения между Россией и Евросоюзом?
— Позиция США влияет на отношения между Россией и Евросоюзом кардинальным образом.
Европейский союз всё время косится на Соединенные Штаты. Практически не бывает случаев, когда европейцы не поддерживали бы инициативы США.
Правда, сегодня такой случай произошел, когда Евросоюз, в лице Германии и Франции, отказался автоматически присоединяться к новому пакету санкций, введенному США против Российской Федерации. Такая позиция ЕС не нова. Похожее было перед второй иракской войной. Тогда Франция и Германия поначалу очень остро выступили против США, потом очень долго уговаривали Российскую Федерацию в лице президента Владимира Путина, чтобы она их поддержала. И когда Россия их поддержала, они очень быстро с этого дела «соскочили». Сказали, что они будут поддерживать Соединенные Штаты, направят свои войска в зону Персидского залива. Россия в итоге оказалась в одиночестве.
Европейцы всегда очень внимательно следят за позицией Соединенных Штатов. Говорить о какой-либо самостоятельности Европейского союза в нынешних условиях пока еще не представляется возможным.
— Какие задачи на внешнеполитическом ринге для России самые актуальные на сегодняшний момент?
— Первое — это санкции. Что с ними делать и как их снять или «соскочить» с них. Хотя бы добиться того, чтобы новые пакеты санкций не вводились. Каждый новый пакет санкций в условиях экономического кризиса в России очень бьет по экономике.
Во-вторых, всё, что связано с «Северным потоком — 2». Нужно сделать всё, чтобы продолжить строительство газопровода, чтобы этот проект не сорвался.
В-третьих, война в Сирии превратилась в позиционный тупик. Непонятно, к какой цели России надо стремиться в регионе. Конфликт в Сирии надо каким-то образом рационализировать. Там очень много игроков, и США начали активно играть свою роль. До этого они довольно пассивно относились к сирийскому конфликту. Теперь они начали его активно разыгрывать, в том числе с участием Израиля и курдов из сирийского Демократического союза.
Исходя из этой ситуации должна быть стратегия рывка или прорыва, о котором сейчас говорят в России. Каким он будет, решать новому Кабинету министров, который на самом деле является старым Кабинетом министров. Ожидать от него новых мыслей и решений не стоит.
— Где та черта, которую Запад не готов переступить в своем стремлении изолировать Россию?
— Черта существует, и она очень подвижна. Она зависит от степени податливости России. Эта черта передвигается Западом каждый раз на новый рубеж по мере того, как Россия поддается на внешнее давление, невнятно реагирует на него, делает вид, что ничего не происходит, надеясь, что само всё «рассосется».
Пока давление со стороны Запада не будет встречать жесткий отпор, пока США и Евросоюзу будет удаваться каждый раз «продавливать» позиции России на какой-то небольшой рубеж, пока Москва не продемонстрирует своей решимости отстаивать свои национальные интересы, ее так и будут зажимать со всех сторон и проталкивать черту вглубь национальных интересов.
Нет строго определенной черты. Все «красные линии», которые обозначались раньше в выступлениях официальных лиц, Западом давно уже пересечены.
Никаких действий в отношении Запада, как показала практика, не последовало. Европа и США хорошо понимают язык дипломатии, но только в том случае, если она подтверждена решимостью и реальной силой. Причем силой грубой.
— На пост премьер-министра РФ был назначен Дмитрий Медведев, хотя были слухи, что «для налаживания экономических связей с Европой и США» высокий пост займет бывший министр финансов Алексей Кудрин. Говорит ли отказ поставить во главе Кабмина более удобного для Запада Кудрина, что приоритеты Россия уже расставила?
— Кудрин в роли председателя правительства — это нонсенс. Кудрин — удобная фигура для Запада. Он удобен не только своей примирительской коллаборационистской позицией, но и тем, что Кудрин не очень хороший специалист. Он как профессионал очень средненький. Когда квалификация у чиновника столь высокого уровня недостаточная, им проще манипулировать.
Кудрина на посту премьер-министра я себе представить не могу. Будет провал всей политики, которую будет проводить правительство под его руководством, еще до того, как он начнет работать. Единственное, что хорошо умеет делать Кудрин, — это объяснять общими фразами, почему множество планов и благих намерений, задуманных им и правительством, не получилось реализовать.
Медведев в этом отношении является компромиссной фигурой. К Дмитрию Анатольевичу привыкли: есть человек, который занимает пост премьер-министра, этот человек — Медведев. Кабинет министров под его началом никаких особых рывков, прорывов и реальных результатов не продемонстрировал.
Владимир Владимирович Путин очень гуманно охарактеризовал деятельность Кабинета министров, заявив, что поработал тот хорошо и добился больших результатов. Если вы зададите вопрос, а какого результата добился отдельный член Кабмина, никто вам с ходу не ответит. Потому что они либо скромны, либо их нет, либо они отрицательны.
Ожидать от этого Кабинета рывков и прорывов невозможно. Обновления команды не произошло. С этим правительством всё будет двигаться по тому же сценарию, что был ранее, только в еще более инерционном ключе.
— Нужен ли России диалог с Западом и на каких условиях?
— Диалог с Западом, конечно, России нужен. Есть признаки того, что российское руководство пытается либо восстановить этот диалог, либо установить его, либо найти какие-то новые формы. Оно предпринимает эти попытки постоянно.
Диалог нужен обязательно. Длительная конфронтация, конечно, бодрит дух русского человека и до поры до времени пробуждает патриотические настроения, но экономику российскую она истощает.
Российская экономика не сбалансирована. Крупный перекос в сторону сырья. Есть еще оборонка, но, чтобы экономику перестроить, нужна команда прорыва, а создается впечатление, что новым кадрам путь открывать не будут. Конфронтация может привести к еще более ужасным последствиям в экономике, чем те, что есть сейчас.
Нужно искать компромисс, но он должен быть такой, при котором национальные интересы России останутся защищенными. Российская Федерация должна отстаивать свои национальные интересы в любом случае. Делать это непросто: Запад в этой конфронтации находится сейчас в преимущественной позиции. То, что США и Великобритания нагло, хамски, бесцеремонно ведут себя, свидетельствует о том, что они осознают свое преимущество.
Но и такую ситуацию можно переломить, если иметь подходящие кадры для этого. Чем крупнее шкаф, тем громче он будет падать. Кадров, которые могли бы это сделать, в нынешнем Кабинете министров я не вижу.